Пекин вызвал беспримерный переполох в международных дипломатических кругах своим ,казалось бы, чисто техническим уведомлением. МИД КНР сообщил британскому Форин оффис, что его представитель из-за «транспортных проблем» не сможет вовремя прибыть на назначенную на понедельник встречу в Лондоне политдиректров «шестерки», занимающейся иранской проблемой. «Шестерка» – пять постоянных членов СБ ООН (Россия, Великобритания, КНР, США и Франция), а также Германия. Политдиректора – заместители министров или главы политдепартаментов МИДов.
Представители «шестерки» должны были рассмотреть очередной доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с анализом иранской ядерной программы. По сведениями из Вены, где располагается штаб-квартира МАГАТЭ, представленный руководством агентства доклад составлен, как всегда, надвое. С одной стороны, сообщается, что Тегеран дополнительно разъяснил некоторые детали своей программы, но с другой – кое-какие важные сведения все еще держит под сукном.
Кроме того, МАГАТЭ сообщает, что Иран уже располагает 3 тыс. газовых центрифуг – установок по обогащению урана, но в то же время испытывает трудности в деле работы с ними. По оценке экспертов, данное количество нормально работающих центрифуг может в течение одного года выработать достаточно высокообогащенного урана для создания одного ядерного заряда.
Основываясь на той части доклада, что обращает внимание на невыясненные еще аспекты ядерной программы Ирана, западные участники «шестерки» собирались выдвинуть предложение о принятии Советом Безопасности ООН новой резолюции, ужесточающей антииранские санкции.
Пекин сорвал эту встречу, а новую дату еще предстоит согласовать. Дипломатические источники дали понять журналистам, что в поведении Пекина они видят два аспекта. Видимо, китайцы в действительности столкнулись с какой-то сложностью в своевременной организации поездки. Во-вторых, Пекин всегда «волочит ноги», когда речь заходит о введении новых санкций.
Все же мало кто верит в серьезный характер транспортных трудностей на пути китайских дипломатов. Но и версия о возможном бойкоте Пекином работы «шестерки» также пока не получила подтверждения. Скорее всего китайцы не успели все рассмотреть и согласовать. Ведь всем известна обстоятельность и многоступенчатость принятия решений в Пекине. Скорее всего, там все еще изучают доклад МАГАТЭ и итоги недавнего визита в Тегеран министра иностранных дел КНР Ян Цзечи. В любом случае, решение Пекина не спешить в Лондон позволило западным участникам «шестерки» получше уяснить, что на пути принятия СБ новых санкций стоит не только Россия.
Известно, что Китай является крупным торговым партнером Ирана (на втором месте после Германии), а Иран является главным поставщиком энергетического сырья в КНР. Между обеими странами в 2004 году заключены крупнейшие контракты на поставки в КНР газа и нефти. Один из них стоимостью 100 млрд. долл. рассчитан на 30 лет, другой, 25-летний, примерно в два раза меньше по масштабам. Такими сделками так легко не поступаются.
В Вашингтоне ныне грозят вынести на обсуждение СБ ООН американский проект резолюции о санкциях без предварительного согласования с Россией и Китаем. Подобное рассматривается экспертами как совершенно безнадежный шаг, чреватый разве что осложнением отношений в «шестерке». Говорится также о возможности принятия вслед за США западными странами – членами «шестерки» односторонних санкций против Ирана. Кроме того, Франция и Германия продвигают идею коллективных санкций со стороны Евросоюза.
В то же время перспектива таких шагов ныне выглядит менее определенно, не все в EC согласны на такое решение, если не будет оправдывающей его резолюции СБ. Кроме того, сами инициаторы этих акций видят, что китайско-иранская торгово-экономическая связка позволяет Тегерану выжить в условиях любых ограничений – Китай не только способен обеспечить иранцев в большом количестве товарами потребления в обмен на газ и нефть, но оружием.
До этого момента Россия была главным объектом давления со стороны Запада в преддверии заседания «шестерки», а затем и СБ ООН. Вплоть до того, что буквально на прошлой неделе в Конгресс США был внесен законопроект, предлагающий вводить санкции против российских предприятий и фирм в случаях продажи ими оружия Ирану (и Сирии).
Как представляется, вряд ли автор законопроекта Илеана Рос-Лехтинен решится вставить в текст рядом со словом «Россия» слово «КНР». По той простой причине, что Китай ныне выходит на уровень второй по размерам объема торговли страны в мире и попытки его наказания чреваты крайне серьезными последствиями для замахивающихся на это стран.
Вся эта история служит уместной иллюстрацией совета, которым поделился на днях в своем выступлении в Москве экс-госсекретарь США Генри Киссинджер. Ныне, сказал он, вряд ли кто-либо может рассчитывать на использование «китайской карты» в международной политике.
Киссинджер глубоко прав: к настоящему времени Китай уже давно перестал быть той «картой», которую он сам и Ричард Никсон разыграли в начале 70-х гг. С тех пор это уже давно не «карта», а все более активный, влиятельный и самостоятельный игрок на мировой арене, способный разыграть иранскую и любую иную «карту» в своих целях.