События в Керченском проливе затмили собой предвыборную шумиху. Чиновники пытаются оценить ущерб в денежном выражении. Специалисты Азово-Черноморского управления рыболовства заявили, что потери могут превысить 300 млрд. руб. Имеется в виду только ущерб, причиненный разливом нефтепродуктов. Стоимость трех утопленных и поврежденных судов (2 танкера и ряд других плавсредств), потерянных грузов не входит пока в этот счет. А как калькулировать такую потерю, как жизни погибших моряков?
Попытка всю тяжесть случившегося свалить на шторм с треском провалилась. Да, стихия не пощадила не только российских моряков, потери понесли Украина, Турция, Грузия. Но главная драма разыгралась в акватории российского Порта Кавказ. Причины такой «избирательности» уже исследует прокуратура.
Буря, пронесшаяся над Черным морем, сорвала завесу, обнажив вопиющие изъяны российской транспортной системы. Общественность увидела, как капитаны выводят в моря, – а отвечающие за безопасность чиновники дают на это «добро», – танкеры, которые предназначены для речных перевозок. Прозвучали потрясающие откровения бывших руководителей пароходства «Волготанкер»: дескать, трагедия в Керченском заливе могла произойти из-за плохого состояния судов, так как пароходство находится в состоянии банкротства и не имеет возможности тратиться на техническое обслуживание танкеров. Удивительно ли, что они разламываются пополам? Заметим: речь идет о судах, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов – особо опасных в экологическом плане грузов.
Уже одно это обстоятельство подразумевает наличие в порту больших запасов абсорбентов на случай чрезвычайных обстоятельств. В этот раз для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов понадобилось более 6 тыс. тонн абсорбента, а на складах порта его оказалось, как сообщают прокуроры, всего... 50 кг. Вещество пришлось везти из Москвы. Первая партия в Анапу была доставлена 14 ноября, трое суток спустя после гибели судов. Пока искали абсорбент, мазут оседал на дно.
Идиллические картинки, где два премьера, Зубков и Янукович, разрабатывают меры по ликвидации последствий катастрофы, оптимизма не прибавляют. Украина выставит России счет. В пятницу замминистра иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил, что ответственность за катастрофу лежит на российских собственниках разрушившегося судна. «Мы ждем компенсации за причиненный ущерб со стороны России», – подчеркнул он. Более того, Украина обратилась в ЕС с просьбой оказать финансовую и техническую помощь в ликвидации последствий катастрофы. На этой неделе в Киев и Керчь должна прибыть группа экспертов и советников.
Масла в огонь подлили российские капитаны, обвинив украинские власти в том, что они не пустили российские суда укрыться в порту Керчи и в Азовском море. Крайне нервную реакцию у Киева вызвало предложение замглавы Росприроднадзора РФ Олега Митволя соединить дамбой российский берег с островом Тузла, чтобы не дать нефтепродуктам попасть в Азовское море. Украина вновь заподозрила Россию в посягательстве на остров. Инцидент 2003 года, когда он чуть не стал местом вооруженной стычки, в Украине не забыли. Чтобы окончательно «привязать» эту территорию, на Тузле учредили населенный пункт, построив два жилых дома, два общежития, рыбацкий стан и столовую. Так что это не тот случай, когда общая беда сплачивает народы.
В Керченском проливе утонули не только корабли, моряки и грузы. Здесь потерпели крушение попытки утвердить за Россией в глазах мирового сообщества имидж надежного транспортного партнера.