Выступая в минувшую среду на Координационном совещании в Москве, главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский заявил о том, что разрекламированный в России «ход выполнения программы по переходу на контрактную службу получил неудовлетворительную оценку президента РФ». За девять месяцев этого года контрактники совершили более 3,5 тыс. преступлений, что на четверть выше аналогичных показателей прошлого года.
«К сожалению, этот рост продолжается. Значительную часть правонарушений, совершаемых солдатами и сержантами по контракту, по-прежнему составляет уклонение от военной службы». Фридинский подчеркнул: «Имеют место факты рукоприкладства и нарушения уставных правил взаимоотношений». По словам Фридинского, особую тревогу вызывает «рост числа преступлений среди контрактников, совершаемых на бытовой почве, в том числе против жизни и здоровья, чужой собственности». Новые военные профессионалы привнесли в армию целый букет правонарушений. Если разделить численность 92 тыс. военнослужащих, поставленных в 2004–2007 годах в войска в результате выполнения федеральной целевой программы (ФЦП) по переходу на контрактную армию, на 3,5 тыс. совершенных ими преступлений, то получится, что в среднем преступление совершалось в каждом взводе (его численность может быть до 30 человек) Российской армии.
Казалось бы, на извечный вопрос «Кто виноват» Фридинский ответил. По его словам, «федеральным органам исполнительной власти не удалось достичь требуемого уровня социального обеспечения, повышения привлекательности военной службы по контракту солдатами и сержантами, обеспечить совершенствование боевой подготовки воинских частей, переводимых на контрактный принцип комплектования».
По словам Фридинского, «в частности, предлагается организовать совместные проверочные мероприятия в неблагополучных по состоянию правопорядка и воинской дисциплины войсковых частях». Он полагает, что «самое главное – не допустить, чтобы контрактная служба стала источником еще большего беззакония, чем та, которая уже сложилась сегодня».
Однако можно с определенной долей вероятности сказать, что предлагаемые ГВП меры вряд ли улучшат ситуацию. Ведь государство так и не создало достаточных материальных и моральных стимулов мотивации для военной службы нормальных людей в армии. Сейчас контрактник получает около 10 тыс. руб. в месяц (а средняя зарплата по стране – 12 тыс. руб.). За такие деньги мало кто захочет служить в ВС РФ.
К слову, в Казахстане эту проблему поняли хорошо. Там с 1 января 2008 года кадровые профессиональные военнослужащие рядового и сержантского состава будут получать от 600 до 700 долл. в месяц. Это значительно больше, чем в среднем по Казахстану. Там армия уже укомплектована на 65% контрактниками. И каждый профессионал дорожит местом службы, ведь конкурс на одно армейское место в Казахстане в вербовочных пунктах составляет от 4 до 6 человек. А что мешает добиться такого в России?