Недельное противостояние между грузинской оппозицией и властями завершилось 7 ноября избиением демонстрантов, закрытием оппозиционных телеканалов, объявлением нескольких лидеров оппозиции российскими агентами, введением чрезвычайного положения и назначением досрочных президентских выборов 5 января. В этот же день будет проведен референдум по вопросу проведения парламентских выборов, из-за чего и начались волнения. Выбирая президента, народ Грузии должен ответить на вопрос, когда проводить выборы в парламент: весной, как настаивала оппозиция, или осенью 2008 года, как решили власти?
Таким образом, требования оппозиции власти в определенной степени удовлетворили. Саакашвили, согласно Конституции, подаст в отставку уже 21 ноября. А вопрос с парламентскими выборами решит грузинский народ. Но это формально. На деле же Саакашвили, пойдя на уступки, не просто попытался выбить какие-то козыри из рук оппозиции, а старается их перехватить. Если он выиграет президентские выборы 5 января, то с учетом нынешних грузинских реалий может получить фактически неограниченный мандат народного доверия.
У оппозиции с выдвижением единого кандидата в президенты, который, согласно планам, победит на выборах и упразднит институт президента, уже наметились проблемы. У Саакашвили будет не один конкурент, а несколько. Об амбициях на пост главы государства объявили бизнесмен Бадри Патаркацишвили, экс-советник президента по экономическим вопросам Гия Маисашвили. Размышляют над участием в кампании «Новые правые», примкнувшие в последний момент к объединенной оппозиции, и губернатор региона Имерети при Эдуарде Шеварднадзе Темур Шашиашвили. Участие такого количества кандидатов в выборах отберет голоса не у Саакашвили. Они отберут голоса друг у друга, что, естественно, сыграет на руку нынешнему президенту. Добавим сюда не потерявшее актуальности изречение о том, что важно, кто за кого голосует, но еще важнее, кто как считает голоса. Административные ресурсы, естественно, не в пользу оппозиции. В такой ситуации ее надежды главным образом будут связаны с международными наблюдателями. Признаков того, что Запад окончательно разочаровался в нынешнем президенте, немного – есть критика, есть осуждение. Но все это в довольно сдержанной форме. Наконец, вопрос: сумеет ли объединенная оппозиция за оставшиеся до выборов полтора месяца подготовить человека, способного конкурировать с Михаилом Саакашвили?
Экс-госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава запальчиво высказался в том духе, что Саакашвили настолько дискредитировал себя избиением митингующих, что у него выиграет любой кандидат. Это, думается, все-таки изрядное преувеличение. Разгром демонстрантов власти могут списать на чрезмерное усердие полиции, что уже фактически сделали, объявив о возможном возбуждении внутриведомственного дела против офицеров, санкционировавших особую жестокость. Недостаточно? Опять будет разыгрываться антироссийская карта, будут бесконечно прокручиваться (благо неподконтрольных СМИ у властей уже нет) записи сомнительных встреч и бесед оппозиционеров с высланными из Грузии сотрудниками посольства России. Мало? С упором на то, что оппозиция не предлагает конкретного в социально-экономическом развитии страны – а это, собственно, и вывело на улицы тысячи людей – будут пиариться худо-бедно, но достижения властей. Не то? Будут принесены извинения за разгром 7 ноября, что, к слову, пока не сделано.
Что может противопоставить оппозиция в условиях цейтнота? Харизматичного лидера в ее рядах нет и за полтора месяца не появится. Оппозиционный телеканал «Имеди» по некоторым сообщениям разгромлен так, что за оставшееся до выборов время на его поддержку вряд ли можно рассчитывать. Остается, пожалуй, одно. Всеми доступными и законными средствами проводить агитационно-просветительскую работу среди населения в том направлении, что голосование за кандидата от оппозиции является выбором не конкретного политика, а выбором идеи парламентского обустройства грузинского государства.
Многотысячные митинги на прошедшей неделе можно рассматривать как готовность части общества жить без президента. Насколько оно в целом готово к государственному переустройству, выяснится 5 января. И если окажется, что общество желает жить в парламентской республике, то Саакашвили будет некого обвинять, кроме самого себя и ближайшего окружения, проигнорировавшего на прошлой неделе возможность диалога, недооценившего ситуацию в стране, допустившего избиение и травлю газом своего же народа и всем этим настроившего против себя куда большую часть населения Грузии, чем это было до 7 ноября.