На этой неделе глава государства внес свой личный вклад в победу «Единой России» на предстоящих парламентских выборах. А если говорить прямо – президент Российской Федерации провел ряд мероприятий в рамках подготовки референдума по доверию... действующему президенту Российской Федерации. Ведь именно в таком ключе и рассматриваются предстоящие выборы в Государственную Думу.
Владимир Путин, конечно, не агитировал – оппоненты могут отдыхать. Но тем не менее две встречи президента – с муниципалами и железнодорожниками – в контексте избирательной кампании можно считать знаковыми.
Во вторник президент общался с представителями Общероссийского собрания советов муниципальных образований. Мэров и глав районов, которых президент справедливо назвал «лидерами в своих территориях», он попросил обеспечить явку на выборах. А высокая явка, как известно, повлияет именно на результат «Единой России». Взамен районным и городским начальникам было обещано повысить доходы местных бюджетов, а также вплотную заняться муниципальной реформой. Для этого будет воссоздан специальный Совет при главе государства.
А в среду Путин пришел на первый съезд железнодорожников. «В отрасли работает один миллион триста тысяч человек – огромный коллектив», – сказал глава государства. Прибавим к этому членов семей, родственников и друзей... А также поезда как средства распространения агитматериалов и грузовые вагоны как способ давления на местные предприятия.
Что означает железнодорожный ресурс в ходе избирательной кампании, понял еще в 1999 году покойный глава Министерства путей сообщения Николай Аксененко. Он грезил о том, чтобы стать президентом страны, и приложил немало усилий для создания железнодорожной фракции в Госдуме. Почти в каждом отделении российских железных дорог тогда были найдены люди, достойные, с точки зрения начальства и приглашенных пиарщиков, попасть в депутаты Госдумы. Повезло, правда, единицам. Там, где не прошли «свои», железнодорожники в добровольно-принудительном порядке поддержали главный политический проект того времени – «Единство».
В отличие от Аксененко амбиции нынешнего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина совсем иные. Вместо политических прожектов он строит планы по освоению триллионов рублей, немалую часть которых, как он рассчитывает, даст государство. «В целом потребные инвестиционные ресурсы для реализации стратегии (развития железнодорожного транспорта до 2030 года. – «НГ») оцениваются по максимальному варианту в 13,7 триллиона рублей», – сказал Якунин на съезде в среду.
А пока российские железнодорожники и их руководитель готовы сделать все от них зависящее, чтобы помочь «Единой России» и ее неформальному лидеру на предстоящих парламентских выборах. Последний, кстати, на съезде дал понять, что заработная плата сотрудников ОАО «РЖД» должна неуклонно расти, а «многие вещи нагрузочного социального характера» в отрасли – сохраниться. Несколько миллионов людей в России в этот момент должны были рукоплескать неформальному лидеру ЕР.
Избирательная кампания, как того и хотели в Кремле, превратилась даже не в кампанию одной партии, а в кампанию одного человека. Правда, раздавая обещания, действующий глава государства утверждает: «Я для себя еще не решил, где и как я буду работать». На пресс-конференции после саммита Россия–ЕС Путин дважды сказал об этом. Кокетство и лукавство? Народ попросит, а элиты внесут на руках? Или, может быть, действующий глава государства просто не признается в том, что ведет свою собственную избирательную кампанию, от результатов которой зависит не только «преемственность курса», но и его личное политическое будущее?