Первую половину недели граждане прожили в ожидании прямого эфира с президентом. Вторую – в обсуждении результатов этого ежегодного магического сеанса. На его фоне едва не потерялась важная тема – комментарий главы государства по поводу «войны силовиков». Не дал потеряться проблеме журналист «Коммерсанта» Андрей Колесников, настигший Владимира Путина по дороге к лифту, и президент произнес таки то, чего без труда избежал во время трехчасового общения с электоратом. Лидер нации осудил Виктора Черкесова за то, что тот вынес сор из избы. Реакция оказалась ожидаемой. Но, как быстро выяснилось, не последней.
Гораздо интереснее выглядел второй шаг президента в разруливании ситуации. Тем более что он явно был связан с дежурным – по форме, но не по сути – четверговым комментарием. Казалось, Владимир Путин встал на сторону противников Черкесова. Вместо этого он объявил о создании Государственного антинаркотического комитета. Главой которого автоматически становится глава Наркоконтроля. То есть тот, кого он накануне недвусмысленно одернул. На самом деле президент поступил в полном соответствии с собственной многолетней логикой соблюдения баланса во власти.
Заметим: образование ГАКа пришлось на тот этап предвыборной кампании, когда ожидалось объявление о создании Комитета по борьбе с коррупцией. Не успели СМИ отписаться по поводу отодвинутого антикоррупционного фронта, как, словно на смену ему, возник антинаркотический. Таким образом, смещается пропагандистский центр гонки 2007–2008 годов. Одновременно участники конфликта получили важный месседж: война силовиков, разрушающая предвыборное единство элиты, больше не актуальна.
Символична в этом смысле компоновка региональных подразделений ГАКа: во главе комиссий встанут губернаторы. А центральный управленческий аппарат максимально расширен за счет руководителей самых разных министерств. Единственным проигравшим в этой истории, похоже, станет избиратель: монолитность власти, в наших условиях – ее полная закрытость, восстановлена в полном объеме. Как, впрочем, и ее полная декоративность: подчеркнуто широкий состав руководящего органа ГАКа, раз в месяц собирающегося на коллективный разбор полетов, обесценивает новый орган именно своей публичностью. Бороться с наркотиками, думается, легче более узким составом. Если действительно имеется в виду борьба с наркотиками, а не соблюдение баланса силовых структур, которое становится при таком раскладе главной ценностью. А законодательные инициативы, ради которых, как провозглашается, в немалой степени создается ГАК, и сегодня никто не мешает продвигать заинтересованным ведомствам.
Прошедшая неделя ознаменовалась окончательным оформлением (назначением начальника) еще одного, молодежного комитета. Василий Якеменко, как и ожидалось, получил обещанный ему пост. Награда нашла героя. Однако в Белый дом видного деятеля молодежного движения пока не пускают: ему выделят отдельное здание в Москве. Впрочем, любопытно другое. Судя по интервью в интернет-издании, главной задачей Якеменко станет его борьба с оранжевыми палаточниками на выборах. Комитетчик готов к выполнению ответственной миссии. Он в хорошей форме, и ему не нужна благодарность. Он сделает это по зову сердца. Единственное, что, возможно, омрачает его боевой настрой, так это некоторая вероятность того, что оранжисты пренебрегут протестными акциями.