Минувшая неделя началась с радостного для многих россиян события – наконец-то Нобелевскую премию по экономике наряду с еще двумя лауреатами-американцами получил человек, хоть как-то связанный с Россией, – профессор Университета Миннесоты Леонид Гурвиц. Последний раз событие такого масштаба случилось в 2000 году, когда Нобелевскую премию по физике получил академик РАН Жорес Алферов. А так в этом рейтинге научного честолюбия все больше побеждали американцы. Отечественные СМИ по достоинству оценили награду Гурвица, отметив, что ученый родился в Москве в далеком 1917 году.
Впрочем, эта кандидатура порадовала не только россиян, но также американцев, поляков и израильтян. Американцев потому, что все свои научные достижения Леонид Хёрвиц, так его фамилия звучит на американский лад, совершил в США, гражданином которых он к тому же является. Правда, учитывая частоту, с которой американцы получают Нобелевские премии по разным дисциплинам, радость от присуждения премии Хёрвицу, надо полагать, немного девальвировалась.
Зато в Польше Нобелевской премии Гурвица радовались не меньше, чем в России. Поляки даже завели специальную страничку в Википедии, на которой особо отметили, что семья Леонида Гурвича – польское произношение фамилии лауреата – происходит из Царства Польского. В Москве же она оказалась проездом, бежала от ужасов Первой мировой войны и уже в 1919 году вместе с будущим нобелевским лауреатом вернулась на ставшую независимой родину. Не забыли поляки указать, что в 1938 году Леонид Гурвич окончил юридический факультет Варшавского университета, после чего уехал получать дальнейшее образование в Женеву, Лондон и позже – в США.
Чему радовались в Израиле, становится понятно из заголовка одного из русскоязычных ресурсов этой страны: «Три американских еврея получили «Нобеля» по экономике». Так что на этот раз Королевская академия наук Швеции приняла всех устраивающее соломоново решение.
На этом радости россиян от оценок и отношения к ним в вопросах экономики иностранных организаций закончились. Настало время удручаться. Во вторник агентство PriceWaterhouseCoopers (PWC) обнародовало составленный на основе опроса руководителей более 5,4 тыс. компаний в 40 странах всемирный обзор экономических преступлений. В этом рейтинге Россия заняла последнее, 40-е место. Выяснилось, что за последний год 60% опрошенных в России компаний стали жертвами экономических преступлений. При этом специалисты PWC утверждают, что за два последних года сумма ущерба от таких преступлений выросла в четыре раза. Эти показатели оказались выше, чем в Китае, Индии, Кении и ЮАР. А Нигерию, занимающую последние позиции в рейтинге коррупции другой международной организации – Transparency International, – почему-то составители рейтинга PWC исследовать не стали. Некоторые российские эксперты связали такую избирательность с претензиями российских налоговиков к PWC по «делу ЮКОСа» и видят в ней признаки мести международных аудиторов. Вот так и оказалась Россия на последнем месте, а могла бы быть на ступеньку выше.
Впрочем, днем ранее разрушающий нобелевский позитив ушат грязи на россиян вылили и организаторы общероссийского национального рейтинга прозрачности закупок. По их данным, из выделенных на госзакупки в 2006–2007 годах средств был украден каждый четвертый рубль, а это как-никак 1 трлн. руб.
Зато настроение к концу недели поднял президент России. В четверг в ходе телемоста он сообщил, что в этом году государство и работодатели были как никогда щедры к работникам и пенсионерам. По словам Владимира Путина, средний рост реальных зарплат превысил 14%, а пенсии выросли и того больше – на 21%. Смущает только то, что в отношении зарплат – это средняя температура по больнице. У кого-то они выросли и в два раза, а у кого-то надбавка не покрыла даже инфляцию.