0
941
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

15.10.2007 00:00:00

В СНГ: От Окруашвили до монархии

Юрий Симонян
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Юрий Симонян - обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "НГ".

Тэги: окруашвили, грузия, саакашвили


Бывший генпрокурор, экс-министр внутренних дел и обороны Грузии Ираклий Окруашвили – временно на свободе, по словам друзей, вне себя и, по его собственным, – вне политики. Бизнесмен Бадри Патаркацишвили – в публичных раздумьях на предмет своего активного включения во внутриполитическую жизнь страны. Объединившаяся после ареста Окруашвили оппозиция занята просветительской работой в регионах, чтобы 2 ноября (к годовщине революции роз) вывести на тбилисские улицы десятки тысяч людей, требующих упразднения президентского поста, который «в Грузии приводит к диктатуре». Парламентское большинство готовится к обсуждению вброшенной Католикосом-Патриархом Илией Вторым идеи о восстановлении монархии. Президент Михаил Саакашвили в ходе визита по Северной Европе нестабильность на родине называет достижением демократии. Таковы итоги минувшей недели в самом неспокойном постсоветском государстве – Грузии.

Вообще Саакашвили в Дании и Финляндии наговорил немало интересного. Когда его спросили о скандале с бывшим самым приближенным министром Ираклием Окруашвили, президент ответил, что Грузия – это страна, где всегда можно высказать свое мнение, и это доказывает демократическое развитие Грузии. Возразить трудно. Только дело в цене высказанного. Говорить можно было и в советские времена. Что сделал как-то первый постсоветский президент Грузии Звиад Гамсахурдиа. Его посадили. Через какое-то время диссидент каялся по местному ТВ в клевете на советский строй. Его освободили без откупных, в отличие от заплатившего в качестве залога 6 млн. долл. Окруашвили. На популярности и репутации Гамсахурдиа телевыступление не сказалось – в Грузии знали цену такого покаяния, и впоследствии 90% граждан избрали его президентом.

Окруашвили президентство не светит. Во-первых, он через друзей объявил об уходе из политики. Во-вторых, поднявшаяся оппозиция будет добиваться упразднения института президента, а не замены фигуры. В отсутствие Саакашвили правящее «Национальное движение» происходящее в Грузии называет государственным заговором, спланированным в Кремле, осуществляемым Патаркацишвили, вешает направо-налево ярлыки российских агентов и демонстрирует определенную растерянность. Требует, в частности, от вошедшего в оппозиционную коалицию «Грузия без президента» сына первого президента Константина Гамсахурдиа подробностей о его переговорах в армянонаселенном Джавахети с лидерами местной диаспоры. Блокирует маршруты следования в регионы лидерам оппозиции.

Абсурдность обвинений в российском заговоре очевидна. В коалицию вошли все мало-мальски заметные оппозиционеры. И если в Грузии есть такое количество пророссийских партий со своим, кстати, электоратом, то печальное состояние российско-грузинских отношений способно вызвать лишь недоумение, равно как и постоянные неудачи Кремля в определении внутригрузинских сил, на которые можно делать ставку. В этом свете особого упоминания заслуживает то, что коалиция зажгла красный свет движению объявленного в розыск бывшего шефа грузинской госбезопасности Игоря Гиоргадзе «Надежда», считающейся единственной, кроме полуразвалившейся местной компартии, пророссийской политической организацией.

Грузинская Православная Церковь (ГПЦ), в прежние годы получавшая мягкую критику за невмешательство в светские политические распри, приводившие зачастую к тяжелым кризисам, по случайному совпадению или умышленно вбросила идею о восстановлении монархии. Само по себе предложение сырое, требующее очень взвешенного и аккуратного подхода хотя бы ввиду наличия нескольких царственных ветвей рода Багратиони. Впрочем, ГПЦ, не претендуя на истину в последней инстанции, предложило обществу обсудить возможность и форму введения престола. Но, судя по первой реакции в политических кругах, особенно в правящих, идея вместо седативного воздействия может иметь противоположный эффект. Видные представители правящих «националов» успели выступить с прямо противоположными мнениями по этому вопросу. Откликнулся из Северной Европы и Саакашвили. На встрече с финскими политологами президент заявил, что одна из его прабабушек происходит из рода Багратиони и он имеет право оспорить престол. Правда, тут же добавил, что претензии на царство – шутка, предназначенная потерявшей чувство юмора грузинской оппозиции. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки. Да и какое для Грузии сейчас время шуток?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Банкиры по всему миру ищут защиты в золоте

Банкиры по всему миру ищут защиты в золоте

Ольга Соловьева

Рост цен на желтый металл помог России частично компенсировать потерю арестованных активов

0
1526
Производственные мощности в РФ то ли достигли своего предела, то ли нет

Производственные мощности в РФ то ли достигли своего предела, то ли нет

Анастасия Башкатова

Вопрос о том, нужны ли экономике РФ новые заводы, вновь стал актуальным

0
1709
В тарифных войнах происходит принципиальный поворот

В тарифных войнах происходит принципиальный поворот

Михаил Сергеев

Китай считает противостояние с США спором об изъятии права на развитие, а не о выравнивании торговых пошлин

0
2149
Госдума единогласно признала иноагентов «врагами страны»

Госдума единогласно признала иноагентов «врагами страны»

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системные партии надеются не попасть под вал законодательных ужесточений

0
1600

Другие новости