Минувшая неделя если не разрушила, то нанесла серьезный удар по с таким трудом создававшейся все последние годы у россиян картине экономического процветания и благополучия. Для успевших забыть ужасы гиперинфляции первой половины 90-х и дефолта 1998 года граждан стал полной неожиданностью стремительный скачок цен, о котором госведомства вынуждены были сообщить в октябре. Почти каждый день добавлял черных красок в нерадостную картину.
В понедельник газеты сообщили о том, что, по данным Росстата, в сентябре потребительские цены выросли не на обещанные МЭРТом 0,3–0,4%, а сразу на 0,8%. В тот же день новый министр экономразвития Эльвира Набиуллина, еще за неделю до этого уверявшая всех в том, что МЭРТ не собирается пересматривать прогноз инфляции на этот год – не выше 8%, на традиционном совещании президента с правительством вынуждена была признать, что по итогам января–сентября рост потребительстких цен составил 7,2%. Это значит, что прогноз по инфляции на этот год превысит 8%. В среду она сделала еще более мрачное уточнение: инфляция не просто будет больше запланированной, но и превысит прошлогодний показатель в 9%.
В четверг свою порцию негатива сообщил Центробанк, который так же, как и МЭРТ, до последнего уверял всех, что прогноз инфляции на этот год никто менять не собирается. Глава ЦБ Сергей Игнатьев сообщил: за первую неделю октября рост потребительских цен еще ускорился – до 0,5% в неделю. Отметим, такой скачок цен происходит в условиях, когда еще играют такие разгоняющие цены факторы, как традиционно скапливающиеся к концу года заложенные в бюджете, но неисполненные госрасходы. Ведомства не спешат потратить эти деньги в первой половине года, из-за чего к концу года образуется «навес». Ускоренно тратить эти средства начинают в ноябре–декабре, иначе с наступлением нового года деньги просто «сгорят», на следующий год неизраходованные остатки на счетах министерств и ведомств не переводятся. Как правило, рекордные государственные траты в ноябре–декабре ежегодно дают резкий всплеск инфляции уже в январе–феврале. Вряд ли исключением будет и нынешняя зима. Так что сентябрем–октябрем всплеск роста цен не ограничится.
Однако не только резкий рост цен тревожит россиян. На прошлой неделе получил развитие скандал с арестом генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова. На его защиту встали не просто все сослуживцы в ранге заместителей главы этой службы, но и сам руководитель Госнаркоконтроля Виктор Черкесов. Он открыто сообщил в СМИ о существовании особой касты силовиков, куда помимо его ведомства входят и другие силовые структуры. При этом Черкесов фактически призвал прекратить братоубийственную для этой касты войну. Представители Госнароконтроля рангом пониже, а также сайты типа «Компромата.Ру» дополнили картину информацией о том, что генерала Бульбова со товарищи арестовали не столько за незаконную прослушку телефонов, безобразия в природоохранной зоне Куршской косы и «крышевание» коммерческих структур. Нет, ему просто отомстили за вынужденную отставку сразу пяти генералов ФСБ, запятнавших себя в деле по «крышеванию» бизнеса в мебельных центрах «Гранд» и «Три кита». Генерал Бульбов, оказывается, был активным участником того расследования.
Конечно, обыватель уже догадывается, что средний бизнес в России сейчас зачастую «крышуется» силовыми структурами, но теперь выясняется, что силовики даже не стесняются об этом говорить открыто.