Усиление влияния России и падение влияния США – такую сводку «погоды» в мире за минувшую неделю дает проект Global power barometer. Проект, созданный совместно газетой «Вашингтон пост» и «Денверской исследовательской группой», показывает, какие страны, идеологии или движения являются наиболее успешными в воздействии на мировое общественное мнение. Приведенная выше оценка проиллюстрирована схемой, на которой прямоугольник, представляющий Россию, продвинулся поступательно, а американский – назад. Положение других прямоугольников означает укрепление влияния Китая, Израиля и исламистов.
Мир, отмечается в исследовании, «обнаружил создавшийся гигантский вакуум глобального влияния и стремится воспользоваться этим, не встречая сопротивления со стороны, по существу, беспомощного американского внешнеполитического истеблишмента... В 2007 году США больше не ведут за собой мир... По крайней мере две другие страны (Россия и Китай) более эффективно используют свое влияние, чем США».
Что касается России, то ее усилившееся влияние связано с «подъемом в сочетании с популярностью российского президента Владимира Путина и его репутацией человека, эффективно противостоящего Западу». Речь идет о soft power (влиянии, не связанном с силовыми факторами).
Показательно, что исследование проведено организацией, которая как бы специально отдалилась от Вашингтона и других крупных центров, где отмечается засилье саморекламы американского политического истеблишмента и навязываемых им политических оценок. Последнее присуще докладам вашингтонских исследовательских центров о России и американо-российских отношениях последнего времени. Они неизменно делали упор на доказательство якобы все более усиливающейся изоляции России.
Слова об изоляции России базируются на констатации разногласий и споров между Москвой и западными столицами по ряду международных проблем. Но ведь несогласие еще не признак неправоты, это лишь отражение несовпадения взглядов и интересов. Более того, споры, даже порой весьма резкие, – отнюдь не полярное противостояние в духе холодной войны, как это пытаются представить отдельные аналитики.
Если объективно взглянуть на события последнего периода, то надо отметить, что признание растущей роли России в мировых делах основывается на реальной ситуации. Приведем лишь недавние события. Так, российская дипломатия играла и продолжает играть заметную роль в дискуссиях по проблеме Косово. Москва не допустила поспешных шагов Совета Безопасности, западные представители которого были готовы предоставить южному краю Сербии независимость. Взвешенную роль Москва играет и в деле решения проблемы иранского атома. Она не только участвует в усилиях по обеспечению контроля над ядерной программой Тегерана, но и выдвинула наиболее конструктивное на данный момент предложение об обогащении урана для иранских АЭС в России.
Показательно, что даже по такой острой проблеме, как планы Вашингтона по размещению в Европе элементов противоракетной обороны, дело не свелось к противостоянию. Москва смогла втянуть своего партнера в диалог, выдвинув свой вариант взаимодействия.
Проявлениями признания растущего веса России в мировых делах следует назвать и ее все более активную роль в международных организациях и группировках: проведение саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, укрепление созданной с участием России Шанхайской организации сотрудничества. Наконец, признанием роли и влияния России является ее победа в конкурсе на проведение зимней Олимпиады 2014 года в Сочи и саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке.
Иными словами, роль Москвы в мировых делах не сводится к понятию вооруженного паритета с Вашингтоном, а включает такие факторы, как вовлеченность в мировую торговлю и в целом в глобальные экономические процессы, а также активность дипломатии, обмены гражданами, спортивные и иные связи. И с этой точки зрения влияние России в мире отнюдь не падает. По многим параметрам оно не уступает тому, что было в советское время. Это звучит вопреки слышимой иногда идеализации старых времен: мол, равновесие страха периода холодной войны придавало нам вес, не уступающий весу основного соперника – США. В действительности российское влияние ныне является гораздо более многосторонним, хотя и менее силовым.