Недавние результаты опросов ВЦИОМа показали, что в Думе могут оказаться всего две партии – «Единая Россия» и КПРФ. Думу может покинуть один из ее старожилов – лидер ЛДПР вместе со своей фракцией. Ситуация в партии, напомню, особенно обострилась с уходом Сулеймана Керимова и Алексея Митрофанова. И вот на этом крайне неблагоприятном фоне Владимир Жириновский принимает нестандартное решение, включив в первую партийную тройку Андрея Лугового. Человека, чьей выдачи требует Великобритания, обвинившая его в уголовном преступлении.
Сегодня на съезде ожидается утверждение этой кандидатуры. Между тем выбор лидера ЛДПР раскрывает карты предвыборного пасьянса Жириновского лучше любой программы. Заметим: партийный лидер продемонстрировал необыкновенную способность к выживанию. Он еще раз показал, что готов чутко улавливать настроения – и власти, и электората. И ему кажется, что да – улавливает.
В основу кампании ЛДПР ложится, таким образом, антианглийская пропаганда. Луговой обретает ореол героя, которого страна готова защитить любой ценой от «врагов нации». Ни шагу назад! Именно так, на взгляд Жириновского, понимают патриотизм многие россияне. Одновременно он делает ставку на многочисленную когорту избирателей, прочно ассоциирующих фигуру Лугового с борьбой против Бориса Березовского. Луговой в их представлении не только герой, но и «жертва интриг олигарха».
При всем этом новичка (на сегодняшнем съезде Луговой, если сценарий с выдвижением будет реализован, вступит в члены ЛДПР) не придется раскручивать. И это еще одна выгода для партии: какая экономия средств! Отныне любой сюжет в теленовостях, посвященный отравлению Литвиненко или просто Березовскому, будет работать на партию. Жириновский заставил себе послужить масштабную государственную кампанию, которая до сих пор будоражит умы электората, хотя и начала понемногу затихать.
Инициаторы одного их крупнейших политических шоу последнего времени тоже не в обиде: нестандартный шаг лидера ЛДПР придал новый колорит событию, освежил интригу и теперь уже навсегда вписал ее в историю парламентской кампании-2007. Луговой получает награду: депутатскую неприкосновенность. А английские следователи – щелчок по носу.
Таким образом, Владимир Жириновский с блеском вышел из ситуации всеобщего не вполне искреннего сочувствия. Он больше не кажется «хромой уткой». Парламентарий еще раз доказал, что партия – это он и есть. И что он – это и есть партия. В связи с этим обстоятельством – еще один выгодный аспект приобретения: никогда Луговой не станет претендовать на место, которое ранее занимал в структуре Жириновского Алексей Митрофанов. Новообращенный станет знаменем, но никогда – говорящей головой партии. Лидер фракции застрахован от неприятного соперничества, разъедавшего прежние отношения с его заместителем.
Оправдается ли расчет вице-спикера? Помимо плюсов есть и минусы. Самый главный: слишком пестрая предвыборная партийная палитра. Жесткое противостояние двух партий власти, дополненное активностью правой оппозиции, оставляет не слишком большое поле для маневра и ярких заявлений. У Жириновского, увы, появились конкуренты, способные обличать друг друга и соперников с не меньшей страстностью, чем это позволялось ранее только ему. На роль думского противовеса годится сегодня не только ЛДПР.
Надо еще учесть к тому же, что и люди вряд ли проголосуют в декабре так же, как в 2003-м. Страна не стояла на месте. Электорату предложен выбор, которым он намерен воспользоваться с большей для себя пользой. Поскольку многие готовы поверить, что если не многопартийная, то по крайней мере двухпартийная система в стране возможна. Шансы экзотических персон в парламенте понижаются: гражданам хочется не только веселиться, наблюдая репортажи из Думы, но и получать нужные им законы.
И еще одно: Луговой в Думе – это вызов Европейскому сообществу. Так ли необходима сегодня России такого рода конфронтация? Но это уже вопрос не к ЛДПР.