На минувшей неделе в Бухаресте была заключена сделка, последствия которой для экономических и политических раскладов в СНГ в целом и России в частности трудно переоценить. А случилось вот что: национальная нефтяная компания Казахстана АО «КазМунайГаз» (КМГ) приобрела 75% акций группы румынских нефтяных компаний The Rompetrol Group NV. Казахстан, по мнению экспертов, сделал удачную покупку, так как The Rompetrol Group входит в число 25 наиболее прибыльных компаний Евросоюза, ее выручка в 2006 году составила 5,3 млрд. долл. и выросла по сравнению с предыдущим годом в 2,2 раза. Основная статья доходов группы – переработка нефти и производство ГСМ, на долю которых в прошлом году пришлось 65,5% прибыли. Но очевидная экономическая выгода Астаны не только в румынском приобретении: после одобрения сделки Еврокомиссией, чего в Казахстане ожидают со дня на день, эта страна получит одновременный допуск на рынки других стран ЕС, в том числе Франции и Италии.
Дело в том, что сделка позволяет КМГ получить контроль над двумя нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в Румынии – «Вега» и «Петромидиа» – и широкую сеть автозаправок, включающую 630 АЗС в семи странах Европы. По словам руководителя службы внешних связей и информации АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» (именно он подписал торговое соглашение) Галыма Тумабаева, «во-первых, мы получим выход на европейские рынки с продуктами нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью, во-вторых, приобретение оптово-розничной сбытовой сети – как раз то, к чему мы все время стремились».
Во сколько обошлась казахам румынская группа компаний, точно не известно. Но предположительно они заплатили за фактический выход на европейский рынок около 3 млрд. долл. При этом бухарестские аналитики отметили: после того как информация о сделке прошла в СМИ, акции Rompetrol выросли в цене на 14%.
Купив перерабатывающие активы за рубежом, Казахстан теперь может начать экспансию на рынки дальнего зарубежья. Что касается непосредственно румынского топливного рынка, то до недавнего времени его делили российский «ЛУКОЙЛ» (нефтеперерабатывающий завод и заправки) и британский концерн «Шелл». В середине 90-х годов прошлого века эти две компании договорились о разделении сфер влияния. Как рассказывал в свое время обозревателю «НГ» глава «ЛУКОЙЛ-Румыния», российской компании не разрешалось заходить в Европу дальше Румынии и Болгарии, а «Шелл», в свою очередь, обещал не бороться за рынок СНГ. Европейский старт Казахстана в этой стране, а также в ЕС оказался более удачным, хотя и запоздал по времени.
Ожидается, что казахстанская нефть для переработки на НПЗ будет транспортироваться по Черному морю до румынского порта Констанца и далее в румынский город Плоешты. Как только будет достроен нефтепровод Констанца–Панчево–Триест, Казахстан получит выход к Средиземному морю и сможет поставлять нефть на международные рынки в обход России. Тем не менее не исключено, что КТК и Новороссийский нефтеналивной терминал будут использованы для транспортировки западносибирской нефти Европу не только по трубопроводу Бургас–Александруполис, но и по магистрали Констанца–Панчево–Триест.═