Громоздкое антиэкстремистское законодательство, принятое Думой под занавес весенней сессии, на прошлой неделе доказало свою полную неспособность защитить граждан от этого самого экстремизма. В Ангарске разгромлен лагерь экологов. Один убит, семеро в больнице. Многочисленные свидетели – жертвы нападения – в один голос описывают одетых в черное молодых людей, выкрикивающих оскорбления в адрес антифашистов. И уже через несколько часов МВД объявляет: не удалось установить принадлежность убийц к экстремистским организациям. Официальная причина: попытка грабежа. Недели не прошло после принятия закона – и вот уже опробован на практике один из способов его утилизации.
- Просто хулиганы (НГ, 23.07.2007 г.)
- "Восемь участников нападения на палаточный лагерь под Ангарском задержаны в воскресенье вечером. Всего налетчиков было примерно пятнадцать. В милиции заявляют, что нападавшие не имеют отношения к экстремистским группировкам"
Я видела экологические лагеря. Грабить там нечего: разве только кастрюли, поношенные футболки и соевые консервы. И это известно местным жителям на много километров вокруг. Поэтому комментарий милицейской пресс-службы прозвучал издевательством – по меньшей мере над здравым смыслом.
Замечу: еще 5–7 лет назад такое было немыслимым. Отношения с обывателями у экологов складывались наилучшим образом. Ходили друг к другу в гости. Знакомились. Сидели рядом у ночных костров. Бывали и стычки. Но не было организованных нападений – с битами и ножами.
Никогда еще отбросы общества, преступники и отщепенцы не чувствовали себя так вольготно, как сегодня. Впечатление такое, словно они получили «добро» на погромы. Это «добро» густо замешано на патриотизме, который предписывает бороться со всем чужим, прозападным, в данном случае – вредоносным для нашей родной атомной промышленности. Характерный штрих: за несколько часов до погрома милиция провела в лагере обыски, обвинив экологов в «антиатомных» надписях, которые якобы портили в Ангарске фасады домов. И пригрозили молодым людям: будем за вами наблюдать. Результат наблюдения известен. Очень не хочется думать о провокации. Но один региональный милицейский начальник как-то рассказывал мне, как справился с «засильем» торговцев-азербайджанцев у себя в городе, натравив на них местных скинхедов.
Генетическая слабость органов не способна удержать разрушительную стихию. Разгоны маршей несогласных – плохая тренировка. Но даже в этом случае можно было вести себя достойно: например, не делать вид, словно экстремизм – это обязательно доказанная принадлежность к организации. Поспешность подобного заявления уже дурно пахнет.
В те часы, когда в Ангарске избивали экологов, другая часть отечественной молодежи готовилась к приему высоких гостей: двух первых вице-премьеров правительства. Прокремлевская братия мучилась вопросом: что бы такое спросить у патронов – умное? Родился вопрос: кого поддержать на выборах? В чей штаб влиться – со своими талантамии молодецкой удалью? Укажите направление, потребовали летние завсегдатаи Селигера. А уж мы покажем врагам отечества кузькину мать. Селигерцев потрепали дружески по плечу, и было у них на душе светло и радостно.