В субботу Владимир Путин издал указ о моратории на ДОВСЕ. Чем сильно изумил Запад – по его же, Запада, собственному признанию. Между тем шаг этот выглядит неожиданным только на первый взгляд. Вряд ли можно было ожидать от российского президента, что он оставит без внимания упорный отказ США использовать альтернативные варианты решения проблемы размещения ПРО, предложенные Путиным ранее. На этот раз, в отличие от вашингтонской встречи с президентом Бушем 10 февраля, слов не произносилось. Внимание выразилось в короткой подписи под указом. И в этом был весь Путин: что сказал, то и сделал. Имеющий уши┘
И дело даже не в том, что отныне западные наблюдатели не получат сведений о перемещении российских воинских подразделений в случае учений или по другой какой надобности. Дело в самом демарше, на который президент имел полное право. Здесь он поступил вполне в духе своих западных коллег. Так что изумление наблюдателей можно объяснить только плохим знанием современных российских реалий.
А реалии эти таковы, что внешняя политика не слишком связана с внутренней. Субботний указ содержит текст, написанный главой процветающего государства с развитой экономикой. Но никак не страны, где через день горят богадельни, где в столице, под носом высшего милицейского начальства, девушка-скинхед убивает студента-таджика. Где Росрегистрация издает список экстремистских произведений искусства (с древнейших времен до наших дней), состоящий аж из 14 названий. Где крупнейшая и богатейшая железнодорожная монополия обещает профинансировать восстановление подведомственного родильного дома частично.
Почему-то считается, что экономические уродства легко можно загримировать – до неузнаваемости. Однако косметические процедуры все чаще влетают в копеечку. Взять хотя бы расходы на перевоспитание граждан в духе патриотизма. Образуются огромные фонды, с господдержкой – для продвижения русского языка. Время от времени молодых писателей, поэтов и музыкантов приглашают в Кремль. Давняя традиция. Советская еще. Нормально прижилась. Но дело не в этом: общение всегда полезно.
Если только это общение, а не клич: все на баррикады! В субботу посчастливилось увидеть результат патриотического призыва – по каналу НТВ показали очередную серию фильма «Секретная служба Его Величества». Речь идет о событиях, предшествующих первой русской революции. Но внимательный зритель сделает вполне современный вывод: Зюганову нет места на политическом олимпе. А компетентным органам – есть. Потому что в основу фильма положено открытие огромной исторической значимости: оказывается, весь сыр-бор с расстрелом мирной демонстрации 9 января 1905 года произошел не потому, что дана была команда стрелять, а потому, что подлые большевики накануне поубивали близких родственников бойцов Преображенского полка. И бойцы потом – правильно – не удержались от желания нажать на курок. До последней минуты тогдашние органы пытались предотвратить трагедию, но смогли только спасти несколько семей┘
Приспособление исковерканных исторических событий к нуждам современной политической конкуренции может нивелировать только чрезвычайно низкий уровень гримеров. Ну не эйзенштейны они! К счастью. Потому что можно себе представить, какими глубокими оказались бы последствия регулярного (что-то подсказывает, что этот шедевр – не последний перед выборами) промывания мозгов, займись этим люди талантливые. Сколько поколений воспитано на штурме Зимнего дворца и замечательном образе человека с ружьем?
Происходит возвращение к истокам: пропаганда облечена в форму «произведений искусства», что всегда сопутствует режимам авторитарным. Это тревожный симптом. И если мы хотим идти по другому пути, на котором самостоятельная внешняя политика обоснована экономической независимостью, нужно латать дыры не гримом и самозомбированием, а реформами.