Укороченная политическая неделя родила несколько мини-сенсаций. Сначала удивила отвагой Государственная Дума. Президент уже замучился повторять – Конституцию менять не будем! Однако стоило пронестись по Охотному Ряду слуху о создании комиссии по исправлению Основного закона, как тут же появились желающие поучаствовать в процессе.
Их оказалось так много, что ни одна комиссия не выдержала бы наплыва. Пришлось бы даже объявить конкурс. Депутаты, чьи списки поправок оказались бы самыми длинными, посоревновались бы между собой. А в финале сразились бы главы фракций. Правительство в лице Дмитрия Медведева, навестившего единороссов, делало умное лицо и отмалчивалось, ничего не отвергая и не подтверждая. Что заводило депутатов еще больше.
Между тем логичнее было бы с их стороны не поверить в существование крамольной комиссии и с гневом начать слухи опровергать. Примерно так, как это недавно делал председатель нижней палаты Борис Грызлов, уличивший коллегу по спикерскому цеху Сергея Миронова, предложившего конституционно удлинить президентский срок, в посягательстве на святое. На этот раз лидер единороссов почему-то никаких заявлений так и не сделал. Вот эта готовность парламента российского все переварить и обернуть себе на пользу (или хотя бы попробовать!) поражает больше всего. Охотно верю: если завтра пронесется по Думе слух о назначении лучшего законотворца царем, послезавтра каждая фракция представит свой эскиз короны и по парочке претендентов.
Последнее слово имеет у нас глубокий политический смысл. Эта же неделя подарила нам очередного мистера Икс: российский шерпа Игорь Шувалов произнес в Америке то ли экспромт, то ли домашнюю заготовку про возможного третьего кандидата на президентский пост, чье имя может осенью назвать Владимир Путин. То есть двое уже известны, а на новенького столько вариантов тут же обозначилось, что хватит, пожалуй, еще недели на две оживленных прений и общественных дискуссий. И снова мы сталкиваемся с удивительным явлением, когда президентом может стать не известный стране политический деятель, чья жизнь протекала на виду время достаточное, чтобы граждане разобрались в его достоинствах, а инкогнито, предложенный в последний момент народным кумиром.
Так уже было: с премьер-министром. Но он у нас еще не вершина пирамиды. Глава кабинета может позволить себе оказаться серенькой мышкой, узким специалистом. Лидер нации – другая профессия.
А может, так и надо. Может, нация сама ждет не дождется указующего перста. Жалко в этой ситуации двух официальных преемников: что должны они были почувствовать после слов Шувалова? И что сделать? Разве что – горько усмехнуться, собрать чемоданы и уйти в ночь┘