Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, выступая в конце минувшей недели на сессии Парламентской ассамблеи НАТО, призвала мировое сообщество оказать поддержку Украине в ее нескончаемом политическом кризисе. И была грубо оборвана парламентарием Украины, который посоветовал заниматься собственными проблемами: Киев сам найдет выход из ситуации.
Раздражение украинского делегата вполне понятно и закономерно, если исходить из того, что г-жа Бурджанадзе, как и подавляющее большинство представителей мирового сообщества, под «помочь Украине преодолеть кризис» понимает «помочь президенту Виктору Ющенко одолеть премьер-министра Виктора Януковича». Хотя сама спикер свои слова не конкретизировала, но что именно такое видение разрешения украинского кризиса доминирует, во всяком случае, в Грузии (а не будем забывать, что грузинские власти стали ретранслятором американских идей и планов на постсоветском пространстве) подтверждает зафиксированная и сброшенная в интернет-издания телефонная беседа президентов Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко.
О том, чьих рук это дело, догадок строить не будем (Тбилиси обвиняет российские спецслужбы, а Москва заостряет внимание на том, что «слив» первоначально был обнародован на украинских сайтах). Важно другое. В корректной на первый взгляд беседе настораживает то, что и, похоже, всерьез и глубоко уверовавший в свою миссию демократа и революционера постсоветского пространства глава Грузии, и его друг-кум, беседуя о развязке кризиса, иной вариант, кроме сохранения власти Ющенко, не рассматривают, в отношении оппонентов украинского президента используя полупренебрежительное «он» и «они». Кто – он? Кто – они? Подразумеваются, естественно, премьер-министр Виктор Янукович и его сторонники, которых, между прочим, никак не меньше, чем сторонников Ющенко. «Они» – это сотни тысяч человек, большей частью из промышленных районов Украины. Что это означает – думается, в дополнительных пояснениях не нуждается.
Михаил Саакашвили – не лучший советчик для Виктора Ющенко. Хотя бы потому, что в Грузии своих неразрешенных проблем предостаточно: к традиционным социально-экономическим и территориальным болячкам добавилась тяжелейшая криминогенная ситуация. Редкий день обходится без гибели подростков, и в грузинской столице всерьез поговаривают о том, что вот-вот вспыхнет тинейджерская война между тбилисскими кварталами. Серьезные столкновения могут начаться в Южной Осетии, все силовые структуры которой переведены на усиленный режим несения службы. Сам Саакашвили, принимая военный парад в День независимости, призвал армию помочь миллионам беженцам вернуться в родные края... При таких грузинских реалиях роль советчика, которую, как следует из скандальной публикации, взял на себя Саакашвили, попутно с уничижительными интонациями отозвавшийся о призыве Хавьера Соланы к взаимным уступкам, к переговорам до компромисса, вызывает по меньшей мере недоумение. Между прочим, за аналогичные советы «быть крепким и жестким» к длительному тюремному заключению на днях был приговорен лидер политического движения «Вперед, Грузия!» Ираклий Батиашвили. Эти рекомендации, данные им по телефону своему приятелю, взбунтовавшемуся экс-уполномоченному президента в Кодорском ущелье Абхазии Эмзару Квициани, были расценены грузинской Фемидой как «интеллектуальная поддержка мятежа». Но это так, к слову.
Слава богу, у украинских лидеров хватило разума и воли договориться. Ситуация ведь реально становилась бесконтрольной – в Киеве за последние несколько дней в рукопашной сходились бойцы спецподразделения МВД «Беркут» и сотрудники Управления госохраны (УГО), в напряженном утомительном противостоянии оранжевой и голубой гражданских армий стали проявляться опасные элементы взаимного раздражения и недовольства, начался не вполне внятный марш-бросок отрядов Внутренних войск на Киев... Теперь на Украине, по идее, должно воцариться относительное спокойствие. Во всяком случае, до начала кампаний по выборам в Верховную Раду, назначенным на 30 сентября. Вероятно, недостатка в консультантах и советчиках на протяжении более чем четырех месяцев у украинских лидеров не будет. И важно, чтобы при надобности они из обилия рекомендаций вычленили и использовали советы с седативным влиянием на уже достаточно взбудораженное украинское общество – а не наоборот.