На прошлой неделе мы узнали важные новости. С одной стороны, ФСБ предотвратила очередное покушение на губернатора Валентину Матвиенко, с другой – Каспарова, Лимонова и Пономарева не пустили в Самару на марш несогласных, проверяя их «сомнительные» билеты вплоть до вылета последнего пятничного рейса. Серьезный вывод можно было сделать из интервью министра обороны Анатолия Сердюкова: военная реформа нужна армии в гораздо меньшей степени, чем новая форма.
Отечественная политика сведена была к ряду мелких и мельчайших реакций на происходящее. Реакций негативных и бравурных: с одной стороны, судорожно и вразнобой подавляется любой намек на проявление инакомыслия, с другой – как в старые добрые времена превозносится доблесть спецслужб – на фоне хорошо подготовленных экспромтов по части информповодов. Сообщения о готовящемся теракте наслаивались на многосерийный и обильно анонсируемый документальный шпионский телесериал. «Человеческое лицо» органов призван был воссоздать свежеобразованный общественный совет, тоже собравшийся на прошедшей неделе.
Мелочность политики – результат непросчитанности ее последствий.
Эти последствия могут неприятно удивить инициаторов акций. Например, сообщение о предотвращенном покушении граждане поставят в ряд с аналогичными случаями – вспоминается аналогичное превентивное действо в майские праздники на Профсоюзной с участием автомобиля, напичканного тротилом, и мгновенно задержанными кавказцами. Где они сегодня? Как идет следствие? Факты подтвердились? Нет ответа... Слишком много общего у двух эпизодов. Вспоминаются в связи с этим частые сообщения из Чечни, в которых фигурируют убитые боевики, каждый раз постфактум оказывающиеся известными деятелями подполья.
В стороне от работы над имиджем страны не остался, к сожалению, и президент, отказавший австрийской телекомпании ORF в интервью накануне собственного визита в эту страну. Владимир Путин наказал телевизионщиков за то, что ролик, предваряющий визит, включал кадры чеченской войны. Перед поездкой, отмена которой стала бы совсем уж скандальной, Россия безуспешно требовала от австрийцев исключения из фильма соответствующих сцен. Неприятная ситуация возникла на пустом месте. Возможность поспорить с трактовкой чеченских событий или просто пренебречь роликом нивелирована предварительной дипломатической суетой. Более того: визит состоится в атмосфере моральной победы недружественного австрийского СМИ, составившего себе неплохую рекламу на беспрецедентных усилиях Москвы по его ограничению.
Почему-то подразумевается, что мы может кого-то наказать, куда-то не пустить, что-то замолчать. И чего-то хорошего таким путем добиться. Чего? Ни один из вышеперечисленных шагов власти не способен помочь ей избежать конфуза. Сегодняшнего или отсроченного. Стоит ли стараться, прикладывать титанические усилия ради сиюминутного удовольствия от показанного врагу кукиша? Иногда кажется, что гонения на несогласных заказаны самими несогласными...
Настоящая большая подстава для власти ожидается совсем на другом поле. Чтобы принимать правильные решения, надо знать, что происходит в стране. Однако из прессы и отчетов спецслужб скоро можно будет узнавать только о новой форме одежды для военнослужащих и 1001-м предотвращенном теракте.