События минувшей недели на просторах СНГ расшевелили воспоминания 6–7-летней давности. В одном приморском городке проходила конференция по конфликтам. Из-за непогоды вовремя прибыли человек 10, и открытие было перенесено на вечер. Организаторы мотались по вокзалам, встречая участников встречи, а уже находившимся в гостинице экспертам было предложено устроить обмен мнениями. Вяловатые прения прервал человек с пришпиленной визиткой «К.Хен». Его бурное выступление свелось к тому, что очаги напряженности связаны со свойствами Земли – живого организма. Причем они возникают попарно, и если есть напряженность в точках А и В, то между ними надо поискать C, D и т.д., где также присутствует напряженность. Если соединить эти точки, то получится дуга. Из-за неизвестных свойств Земли она может сокращаться, удлиняться, менять кривизну, перемещаться в другие регионы. «Человечество бессильно что-либо изменить, потому что надо исследовать свойства Земли, а не бороться со следствием – напряженностью», – возвестил «К.Хен».
Все это вспомнилось в связи с событиями на Украине и в Киргизии, где не затихает борьба за власть. Если на Украине противостояние между сторонниками президента и премьера носит мирный характер, то в Киргизии были локальные столкновения. И еще не очень понятно, чем все закончится.
В Грузии – волнения в армянонаселенном регионе Джавахети. Убийство армянина полицейским-грузином катализировало сепаратистские настроения – на митинге раздались требования предоставить региону автономию, а армянскому языку придать статус регионального. В Тбилиси произошла смутная провокация – телеканал «Имеди» («Надежда») сообщил, что в парламенте рассматривается вопрос о перезахоронении из Пантеона выдающихся деятелей останков Александра Грибоедова. Спикер Нино Бурджанадзе опровергла информацию, но нового негативного всплеска в российско-грузинских отношениях не избежать.
В Ереване в один день были взорваны два предвыборных штаба партии «Процветающая Армения».
Азербайджан готовится к войне в Иране – приводят в порядок бомбоубежища и ожидают наплыва беженцев из Ирана. Говорят, их уже 10 тысяч. Рынок тут же отреагировал подорожанием квартир и домов.
Таджикистан, всю зиму «дувшийся» на Узбекистан из-за прекращения поставок электричества, пока на неофициальном уровне, но громко заговорил об обиде на соседа, который еще и мешает развитию отношений с Казахстаном высокими транзитными ставками.
Украина–Грузия–Армения–Азербайджан–Иран–Таджикистан–Киргизия┘ В общем, дугообразное и получилось. Может, и стоило бы задуматься над введением в обиход термина «дуга К.Хена», если б не одно обстоятельство.
На кофе-брейке, когда «К.Хен» высказывал сомнения в существовании СПИДа, в гостиничном холле появилась новая группа. «Вот он!» – вскричал один из новоприбывших. «К.Хен» направился к этой группе. Был встречен он нелюбезно и водворен, как выяснилось позднее, обратно в психушку, куда был помещен за покушения на родственников и откуда периодически исхитрялся сбегать. На том история а-ля «Мимино» закончилась...
А может, и наоборот. С учетом запутанности появлений и отмены указов и постановлений на Украине – так, что и Конституционный суд не в силах разобраться, – не поддающихся логике действий грузинского полицейского, выстрелившего вслед мотоциклисту, дикости с прахом Грибоедова, тупого побуждения взорвать офисы, депрессивного желания США устроить бойню в Иране, что срикошетит на все Закавказье, неспособности двух соседей договориться, настырности киргизской оппозиции в требовании отставки президента, хотя тот вроде и идет на какие-то реформы и говорит о готовности к переговорам, термин «дуга К.Хена» не видится таким уж неуместным.
Настоящий же К.Хен, чью визитку из кучи других лежавших на столике регистрации в гостиничном холле случайно выбрал сумасшедший геофизик, оказался преснейшим субъектом, который в течение нескольких дней терзал всех штампами о полезности демократического устройства мира, затасканными, как молитвенник престарелого священника.