Нужны ли российской экономике иностранцы, а если нужны, то какие и в каком качестве – минувшая неделя дала ответ на этот вопрос, волнующий не только жителей зарубежья, но и отечественных патриотов и либералов. Естественно, речь идет не об общем теоретизировании ученых мужей и политиков, а о предельно практической линии государства.
Сначала, в среду, мы получили пример положительного, с точки зрения госкомпаний, взаимодействия с ними иностранных партнеров. «Внучка» уважаемой британской компании British Petroleum (BP) – ООО «Самотлорнефтегаз» – поучаствовала в качестве единственного конкурента «Роснефти», компании с преобладающим участием государства в капитале, в аукционе по продаже почти 10% принадлежащих обанкроченному ЮКОСу акций самой «Роснефти». Причем даже немного поторговалась, подняв стоимость лота примерно на 100 млн. долларов – до 197,8 млрд. руб. И только после этого «внучка» BP сочла для себя цену пакета акций неприемлемой и признала поражение.
Отметим, компания вышла из торгов, даже несмотря на то, что, будь этот пакет продан по текущей биржевой цене, он бы стоил на 20 млрд. руб. дороже. Еще в июле прошлого года BP с удовольствием покупала акции «Роснефти» при IPO по более высокой цене, причем пакет значительно меньшего объема. С тех пор акции «Роснефти» только подорожали, однако «Самотлорнефтегаз» не стал долго торговаться, уступив «Роснефти». Еще до аукциона аналитики предсказывали такое развитие событий, отметив, что иначе и быть не может. Участие «Самотлорнефтегаза» в аукционе понадобилось исключительно для того, чтобы он состоялся, так как правила торгов требуют наличия не менее двух участников. Вот «внучка» BP и сыграла роль подставного конкурента. При этом участие в аукционе крупного иностранного участника, пусть и посредством «внучки», придает в глазах общественности большую легитимность действу. Ведь банкротство ЮКОСа многие на Западе до сих пор считают политическим заказом.
Теперь компания-«мама» «Самотлорнефтегаза» – ТНК-BP – вправе рассчитывать на смягчение претензий государства по поводу срыва начала разработки Ковыктинского месторождения, лицензии на которую она может лишиться уже через несколько месяцев. В свою очередь, компания-«бабушка» – BP – также может надеяться на благосклонное отношение властей к своей работе на российском рынке.
Не в пример британской компании рыночные торговцы из ближнего зарубежья не в состоянии найти общий язык с российскими властями. Со вчерашнего дня и до конца года их лишили права торговать на рынках и в уличных палатках. В январе иностранцев вытеснили из розничной торговли алкоголем и лекарствами, установив квоту присутствия на рынке, теперь же вообще велели убираться вон. Не сказать, чтобы торговцам из СНГ вообще нечего было предложить российским властям взамен, чтобы они отстали. Известно, не одна местная администрация и не одно подразделение милиции должны быть благодарны бывшим согражданам за свое благосостояние. Вот только решение принималось не ими, а теми, кто на два-три этажа выше – правительством – и одобрено президентом. На таком уровне с рядовыми мигрантами не торгуются.
Власти посчитали, что иностранцы, оккупировав рыночные прилавки, подрывают позиции отечественных товаропроизводителей, особенно крестьян. И пожелали, чтобы места за прилавками были освобождены если не для крестьян, которым когда-то нужно работать в поле и огороде, иначе страна лишится отечественного продовольствия, то хотя бы для безработных люмпенов. Перед президентскими и парламентскими выборами эта тема особенно выигрышно выглядит в глазах озлобленного и завистливого люмпен-электората, который никак не может смириться с тем, что пришельцы смогли устроиться в этой жизни и на их земле лучше их. Заодно эти действия властей поддержат и прочие националисты.