Тема отношений России со странами СНГ на минувшей неделе снова на первом плане. Москву должны были посетить три президента государств Содружества – Нурсултан Назарбаев, Виктор Ющенко, Александр Лукашенко. Однако удалось это только главе Казахстана.
Визит Виктора Ющенко анонсировался на 21–22 марта, но не состоялся. Москву раздражают западные устремления Киева. Она раздосадована еще и тем, что подписание стратегического договора «Россия–Украина на 2007–2008 гг.» Ющенко готов был возложить на и.о. министра иностранных дел Владимира Огрызко, которого, к слову, Верховная Рада впоследствии «прокатила».
Белорусский лидер в ожидании встречи с Путиным катался на лыжах в Красной Поляне. Он готов сгладить осложнения, возникшие после его резких высказываний в период нефтегазовых препирательств. Но Кремль, очевидно, посчитал полезным дать Александру Григорьевичу дополнительное время для размышлений о ценности российско-белорусских отношений.
Нурсултан Назарбаев встретился с российским президентом со второй попытки, дождавшись выздоровления Путина от простуды. Однако итогами был не очень доволен. Президенты не подписали документ по созданию международного центра по обогащению урана, а новая интеграционная идея Назарбаева по созданию Евразийского экономического союза была лишь принята к сведению, и не более того. Эксперты похолодание объясняют тем, что Астана все чаще оказывается вовлеченной в энергетические проекты без участия Москвы.
Именно это болезненное место выбрал для удара Азербайджан. Министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров подписал в США соглашение о стратегическом сотрудничестве в энергетической области и протокол, призванный стимулировать поставки энергоносителей на западные рынки, альтернативные российским. В те же дни в Брюсселе его заместитель призвал ЕС покупать газ напрямую у Туркмении, минуя Россию.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на правительственном часе в Думе ответственность за депрессивное состояние отношений России со странами Содружества возложил на последних. Он констатировал, что СНГ не смогло стать ни полноценным интеграционным объединением, ни эффективной международной организацией, потому что ряд государств СНГ не принял наднациональных начал деятельности организации. «Пришедшие к власти в некоторых из этих стран люди не рассматривают Россию в качестве главного приоритета в своих внешних связях», – заявил министр.
И тут вопрос – считает ли сама Россия отношения со странами СНГ приоритетными? Судя по последнему периоду – вряд ли. При этом любые национальные проекты государств СНГ Россия рассматривает в первую очередь не с точки зрения их экономической выгоды для того или иного субъекта, а как направленные против российских интересов. Как тот герой О'Генри, воспринимавший «каждый доллар в руке у другого как личное оскорбление». При этом нелишне вспомнить, что из проекта Баку–Тбилиси–Джейхан, который считает теперь «главным антироссийским», Россия «самоудалилась», не дав партнерам вразумительного объяснения. Нынешнее ее отношение к большинству стран СНГ можно сравнить с поведением внезапно разбогатевшего человека в отношении своих приятелей, чье благосостояние не очень изменилось, но еще больше управдома, который «если не будут брать, отключит газ». Возможно, это объясняется тем, что Россия не видит в членах Содружества равных себе, ей интереснее иметь дело с мировыми тяжеловесами, а эсэнговцы для нее что-то вроде второй лиги, с которой приходится иметь дело. Одновременно легкое пренебрежение является реакцией на 1990-е годы, когда СНГ для России было, по сути, единственной реальной демонстрацией своих пришедших в упадок возможностей на международной арене, тогда как ряд членов Содружества использовал альянс в качестве орудия шантажа Москвы, перманентно угрожая денонсацией договора. В любом случае, несмотря на сетование Лаврова, создается впечатление, что Россия пока сама не готова к полномасштабному сотрудничеству. Потому новые интеграционные идеи того же Назарбаева, которые он в первую очередь начинает обсуждать с Москвой, принимаются ею с прохладцей.