Государственные деятели, встречаясь, говорят о разном, но все чаще думают об одном. Об энергетике. Минувшая неделя служит иллюстрацией того, что энергетическая составляющая в той или иной форме присутствует не только в экономических или экологических планах, но и во многих политических решениях. По существу, она уже утвердилась в качестве стержневой в мировой политике.
Возьмем начавшийся в четверг визит президента США Джорджа Буша в пять стран Латинской Америки (Гватемала, Бразилия, Уругвай, Колумбия, Мексика). Визит непростой для главы американского государства, так как практически в каждой стране, где он побывал, и даже по соседству, например, в Аргентине, прошли демонстрации протеста против политики США в регионе. Тем не менее в Вашингтоне не считают визит неудачным. Главным образом благодаря тому, что в Бразилии было подписано соглашение о сотрудничестве двух стран в деле разработки и использования технологий производства этанола.
Этанол – жидкий энергоноситель, заменитель бензина в Бразилии производят из сахарного тростника, а в США – из кукурузы. Пока трудно поверить в «прорывный» характер этого заранее разрекламированного соглашения, но уже очевидно, что он дал удобную возможность для политической саморекламы. Ею занимались оба президента – Буш и принимавший его Луис Игнасиу Лулу да Сильва. Правда, по-разному – первый публично расхваливал этанол как эффективное средство для избавления от энергозависимости и для борьбы с бедностью (дает работу), а второй больше делал упор на экологическую составляющую.
Еще один президент – глава Венесуэльского государства Уго Чавес, выступивший на специально организованном контрмитинге в аргентинской столице Буэнос-Айресе, назвал переключение сельского хозяйства на производство сырья для этанола покушением на пищу для людей и корма для животных. Показательно, что именно президент богатой нефтью Венесуэлы ныне выступает как главный оппонент Вашингтона на континенте – считается, что именно нефтяной фактор придает ему уверенности в противостоянии с сильным соседом.
Другой пример касается действий США в Ираке, которые изначально многие эксперты связывали с нефтяным фактором, а подозрения в создании Саддамом Хусейном атомной бомбы считали лишь благовидным предлогом для войны. Ныне все более очевидно, что в Вашингтоне готовят планы отзыва американских войск из Ирака. Но иракскую нефть, по всем признакам, никто на произвол судьбы не бросает.
Проект закона о нефти, подготовленный в Багдаде при участии американских экспертов и переданный ныне правительством в парламент, позволяет заменить военное присутствие США их контролем над нефтедобычей в Ираке. Одним из инструментов такого контроля является создание специального органа, который будет решать вопрос о предоставлении прав на разработку месторождений нефтедобывающим компаниям.
Как предусмотрено в проекте закона, этот орган будет включать не только представителей иракской власти, но и экспертов нефтедобывающих фирм, в том числе иностранных. При этом регламент его работы позволяет принимать решения без необходимого кворума. Иначе говоря, все сделано так, что решение о предоставлении прав на добычу иностранным (читай – американским) корпорациям будет приниматься узким кругом лиц, включая тех, кто непосредственно представляет эти корпорации или тесно с ними связан.
Иначе говоря, новые иракские законы призваны даже лучше коалиционных войск защитить нефтяные интересы Вашингтона в Ираке.
Наконец, принятое в минувшую пятницу на саммите Евросоюза, «прорывное», по утверждению его авторов, обязательство о сокращении парниковых выбросов к 2020 году на 20% неизбежно включает экономический компонент – намерение довести использование возобновляемых источников энергии до тех же 20%. По существу, ни одно крупномасштабное решение по экологии невозможно без проработки его энергетического компонента..