Опытные педагоги предпочитают не конфликтовать с учениками и их родителями. Фото РИА Новости
Сразу подчеркну, что я глубоко уважаю всех российских школьных учителей. Даже тех, о ком пойдет речь ниже. Потому как сегодня работать учителем в школе – это очень и очень трудно. Сам прошел через различные ситуации, когда работал в этой должности. Но все же учитель учителю рознь. И в школьной среде встречаются поистине удивительные для обывателя персонажи. Но по порядку.
«Солнцеликие». Учителя этой категории считают себя великими. И ведут себя как великие. Приведу один пример. В одной средней школе одного областного центра есть кабинет математики. И в этом кабинете есть стенд под названием «Великие математики». На стенде можно увидеть портреты Ломоносова, Ньютона, Лобачевского. А в центре стенда – фотография учительницы математики, которая отвечает за этот кабинет.
Я не специалист, чтобы комментировать психологическую составляющую этого явления. А вот практическая часть совсем не радует. Эта учительница полагает, что на пять знает только она, а все остальные – хуже. И таких учителей не так уж мало. Портретов своих они не размещают, но отметки занижают регулярно. Как правило, это дамы среднего возраста, не преуспевшие ни в личной жизни, ни в карьере. Таким оригинальным образом они самоутверждаются. Разумеется, за счет учеников.
«Свои девчонки и парни». Эти учителя прямо противоположны «солнцеликим». Не самый высокий уровень профессионализма они компенсируют тем, что угождают своим ученикам, их родителям и дирекции школы. Могут не вызвать к доске, если ученик не хочет. Могут завысить отметку за контрольную, если есть такая возможность. Могут не отметить прогул или невыполненное домашнее задание. Могут не заметить, что ученик погружен в изучение своего смартфона.
С одной стороны, такие учителя вполне удобны. Конфликтов у них почти не бывает. А если конфликт и возникнет, то они приложат все усилия, чтобы погасить его в зародыше. А с другой стороны, знания учеников у таких учителей оставляют желать лучшего. Понимание того факта, что учитель всегда выручит и отметку нужную «нарисует», не приводит к стремлению активно учиться. В возрастном плане это чаще всего молодые и возрастные учителя. Молодые компенсируют лояльностью к ученикам отсутствие опыта, а пожилые готовы на все, лишь бы не было «войны» с учениками и родителями.
«Хищные художники». Эта категория учителей, к которым относятся те, кто, вполне возможно, зарабатывает на оценках. Иногда прямо. Мне известен пример, когда у ученицы 20 декабря выходил средний балл по предмету 3,8, а 22 декабря этот балл был уже 4,6 (а это округляется до 5). Такое математическое чудо случилось потому, что было выставлено сразу три пятерки. Причем задним числом. Технология заполнения электронного журнала вроде бы это допускает.
Другой пример связан с набором учеников для репетиторства прямо в своих классах. Технология проста, если не сказать примитивна.
В начале учебного года или четверти учитель дает контрольную работу посложнее. Очевидно, что некоторые ученики пишут на два. Потом еще одну. И снова – двойка. Встревоженные родители бегут к учителю. И учитель милостиво соглашается помочь. В свободное время и за отдельную плату. И происходит чудо. Двойка превращается… превращается двойка… в четверку. Нет, те две двойки никуда не исчезают. Но появляются шесть «нарисованных» четверок. И средний балл из 2,0 становится 3,5 и в пользу ученика округляется до 4. Такая вот арифметика.
Подведу итог. Я вовсе не стремлюсь очернить школьных учителей. Но хочу заметить, что приведенные здесь и другие уродливые явления в школах будут иметь место до тех пор, пока учителя будут бояться конфликтов и пока их зарплата не достигнет достойного уровня. Пока ученики будут безнаказанно издеваться над учителями, а их родители будут покрывать своих чад при молчаливом согласии дирекции…
Пока добрые, честные и квалифицированные учителя будут покидать школы из-за невозможности поступиться принципами и невозможности сохранить эти принципы при текущем положении дел.