![]() |
Зарабатывать 100–120 тысяч рублей могут только очень востребованные репетиторы, с собственной клиентской базой. Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru |
Миф первый. Репетиторы много зарабатывают.
Те, кто любит считать деньги в чужом кармане, считать реально не умеют. Исходя из их логики, у репетитора при загрузке 40 часов в неделю и ставке 1500 руб. за час получается чуть ли не 250 тыс. руб. в месяц. Но это совсем не так.
Во-первых, репетитор не гоняет чаи на своих уроках, не обедает с 13 до 16, как в некоторых офисах, и во время уроков постоянно активно и реально работает без права даже отойти в туалет. Поэтому между уроками ему нужны паузы хотя бы на 10 минут.
Во-вторых, утром и днем школьники учатся, поэтому активные часы репетитора с 16 до 20 часов. А это не 8, а 4 часа в день. В-третьих, ученики болеют, отдыхают, просто ленятся. Пропущенные часы никто не оплачивает. Таким образом, реальная максимальная загрузка репетитора не 40, а 20 часов в неделю.
При такой загрузке, а она сопоставима по времени со школьной ставкой учителя, репетитор теоретически может зарабатывать 100–120 тыс. руб. Но это касается только очень востребованных репетиторов, с собственной клиентской базой. Менее известные репетиторы имеют средний доход 50–60 тыс. руб. в месяц. Или даже меньше. Плюс в качестве бонуса общение с родителями учеников: адекватными и не очень. За такое общение уже никто не платит.
Миф второй. Репетиторов можно запретить.
Популярные лозунги не имеют ничего общего с реальностью. Допустим, что репетиторов законодательно запретили. И что запретили? Слово «репетитор»? Хорошо, я назову себя консультантом и буду делать то же самое. Запретят консультантов? Я стану исполнителем по выполнению домашних работ.
Я понимаю, что для некоторой категории граждан бесполезно объяснять: если в обществе есть потребность, то обязательно найдутся люди, которые смогут удовлетворить эту потребность. Но здравомыслящие должны это понимать.
Миф третий. Без репетиторов нельзя обойтись.
Можно. В младших классах нужно обучать детей устному счету и элементарной логике. Ребенок должен знать таблицу умножения. Ребенок должен понимать, что если в урне только черные и белые шары, то красный шар оттуда не вытащить. Тогда не будет проблем с арифметикой и с логикой в средних классах.
Для 5–9-х классов в интернете очень много различных заданий и тренажеров. Этот уровень (по крайней мере в математике) доступен большей части родителей, а также бабушек и дедушек. Достаточно показать ребенку, где лежат знания. И потом контролировать процесс. Основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике – весьма простой экзамен. Сдать его на 3 балла вообще элементарно, на 4 балла тоже не очень сложно. А вот на 5 – уже тяжелее. И здесь реально может пригодиться репетитор. Но только тем ученикам, кто идет в 10-й класс и выбирает в будущем техническое образование.
Даже для старших 10–11-х классов репетитор нужен далеко не всегда. По математике для сдачи базового уровня ЕГЭ (по сложности не превосходит ОГЭ) репетитор нужен только для совсем неразвитых детей. Тогда вопрос: за каким счастьем эти совсем неразвитые дети (и их родители, кстати, тоже) рискнули пойти в 10-й класс?
На профильном уровне ЕГЭ можно получить 70 баллов с тестовой части. И эту часть вполне можно освоить без репетитора. А вот более серьезные задачи на 80+ или 90+ баллов без репетитора или специализированных курсов решить будет сложно. Ведь в школьную программу формально входят все задания ЕГЭ, но далеко не все учителя разбирают на уроках эти задания.
Миф четвертый. Репетитор всегда поможет.
Не всегда. Даже самый хороший репетитор. Недавно ко мне обратились родители девочки (11-й класс) для подготовки к профильной математике. После тестирования выяснилось, что ученица слабо представляет себе окружность, путает синус с тангенсом и затрудняется с таблицей умножения. Откланялся. Я не волшебник. Ну, а «волшебники» берутся за что угодно, но при этом никак не помогают. Если же у ученика нет мотивации к занятиям, то толку не будет вообще.
Реальность такова. Репетиторы были, есть и будут быть. Другое дело, что репетиторов стало слишком много. И далеко не всем они реально нужны. Подготовка к олимпиадам – да, подготовка к ЕГЭ – отчасти да, подготовка к ОГЭ – скорее нет. Репетитор для решения домашних заданий вообще вредное дело, так как ученик привыкает к тому, что за него решают все задания, и сам перестает развиваться.
Таким образом, можно рассматривать репетиторов как некий инструмент для подготовки учеников. А вот надо или не надо этот инструмент использовать, зависит исключительно от конкретной проблемы.