Несомненно, учителя нуждаются в поощрениях за свой труд. Важны справедливые критерии. На снимке – победители Всероссийского конкурса «Учитель года 2024». Фото с сайта www.edu.gov.ru
В российских школах учителя будут получать денежное вознаграждение за «выдающиеся результаты» своих учеников, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, эта инициатива будет прописана в разрабатываемой стратегии развития образования. Чиновник также уточнил, что сейчас вопрос «прорабатывается с Федеральной налоговой службой». «Здесь крайне важно настроить справедливую систему, которая действительно отражала бы такой вот характер отложенного вознаграждения за результат», – отметил Чернышенко.
Напомним, что готовящийся документ, стратегия развития отечественного образования до 2036 года и с перспективой до 2040-го, представят в администрацию президента РФ в марте. Над документом работают 14 рабочих групп. Промежуточный результат обещают представить уже в январе. Новость про выплаты, конечно, приятная, но есть нюансы.
Начнем с того, какого характера могут быть выдающиеся результаты? Если под «выдающимися результатами» учеников подразумеваются результаты победителей олимпиад и стобалльники на сдаче ЕГЭ, то поощрение может коснуться незначительного количества учителей. А вот стимулировать может и без того массовую гонку с подготовкой к госэкзамену. Увы, но всю старшую школу дети почти не учатся, а готовятся к ЕГЭ.
А вот как это выглядит в цифрах. Количество стобалльников по всем предметам в 2024 году – 9532. По данным Росстата за 2023 год, в России насчитывается более 1,2 млн школьных учителей. Серьезно расширить этот круг отличников не получится. И вот почему.
Вступает в силу закон способностей и одаренностей детей. Таковых во все времена было не более 5–10%. Исследователи за рубежом даже способных детей различают и делят на разные категории. Например, часто встречающееся деление таких школьников выглядит так: с ранним подъемом интеллекта с быстрым темпом обучения в школе; с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности; с потенциальными признаками одаренности. Последние не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности.
Вспоминается рассказ одной учительницы математики о том, как на перемене в ее кабинет зашли ученики из класса помладше. И двое ребят из зашедших заинтересовались примером, который не успели стереть с доски. Эти двое спросили, можно ли решить уравнение другим способом. Учительница сказала, что обсудить с ними это сейчас не может, но сможет это сделать после уроков. Они сказали, что будут ждать. Учительница задержалась, причем основательно. И только через пару часов после окончания последнего урока подошла к своему кабинету. Каково же было ее удивление, когда она поняла, что эти двое ее все еще ждут... Таких детей в принципе может потянуть любой заинтересованный в них учитель.
А вот и другой пример. Моя знакомая, перед тем как отправить ребенка в школу, прошла с ним тест на одаренность, причем в одной из лабораторий, в которой трудятся специалисты из МГУ им. М.В. Ломоносова. Ее внимание обратили на сильные стороны ребенка. И мама с девочкой занималась над развитием этих задатков.
Девочка пришла в первый класс, превосходя по знаниям многих из своих одноклассников. Но «мудрая» учительница посадила ее за последнюю парту, рядом с очень болтливым и неусидчивым мальчиком. И конец года девочка встретила с нулевым результатом. Учительница – из передовых, что называется, «старой когорты учителей», с чувством развитой справедливости, со своими принципами, обласканная школьным и районным начальством. Все довольны ею. Кроме родителей, которые вменяют ей, что она усидчивых девочек рассаживает за парты с отъявленными хулиганами... в качестве сдерживающего фактора. Такой вот метод. И работать привыкла только с частью класса, сидящих впереди. Это те, кто уже взял и может взять репетитора для ребенка. Так что...
Учебные результаты зависят от учителя, но очень часто случается, что не от его способностей предметника, а от его личностных качеств. Что касается темы поощрения деньгами, то она насущная, важная и сложная даже для восприятия самими педагогами. Сколько надежд, ожиданий и разочарований с ней связано, не пересказать.
Но не будем о грустном, поговорим о том, за что педагоги сегодня получают (или должны получать) стимулирующие выплаты. Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 129 и ст. 135), эти дополнительные выплаты «призваны поощрять работника за имеющиеся достижения в труде». Они могут быть установлены в виде доплат и надбавок за звание, степень или категорию.
В качестве критериев стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в рекомендациях Минпросвещения РФ приведены следующие: наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей; отслеживание особых достижений подопечных; взаимодействие с родителями; внесение предложений по совершенствованию программы обучения; организация и проведение оздоровительных мероприятий; работа с детьми из неблагополучных семей; участие в создании наглядных образовательных элементов…
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь: положительная динамика результатов контроля полученных знаний; участие в общих проектах учреждения.
Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.
Какие критерии будут хорошо работать при готовящемся нововведении, сказать сложно. Одно ясно: чиновники постараются их сделать удобными для своей отчетности.