Фото сайта kremlin.ru
Окончание «горячей» фазы специальной военной операции поставит целый ряд вопросов перед экономикой России. Уже сейчас аналитические центры дают некоторые оценки этой повестки и значимости отдельных вызовов для государства. Рассматривать реальность, которая наступит «после СВО», следует в трех основных плоскостях – социальной, экономической и политической. При этом достаточно очевидно, что между этими направлениями существует устойчивая, а порой полностью детерминированная взаимная связь.
Попробую сформулировать основные треки в каждой из трех областей. Итак, окончание СВО ознаменует для социальной сферы возвращение нескольких сот тысяч военнослужащих, основной костяк которых составляют мужчины в возрасте 25–50 лет. Они достаточно мотивированы и имеют высокий уровень пассионарности. Главной задачей государства на этом направлении будет конвертация устремлений этих людей в созидательные действия, направленные на повышение уровня государственного управления на всех уровнях, начиная с низового, а также формирование социальной среды, способной обеспечить минимальные издержки возвращения боевых солдат и офицеров к мирной жизни. Отрадно, что понимание важности упомянутых задач присутствует на самых верхних этажах государства: программа «Время героев», активный рекрутинг наиболее отличившихся бойцов в политический и управленческий истеблишмент позволяют надеяться, что больших проблем с социальной адаптацией демобилизованных военнослужащих удастся избежать.
Кроме того, важной составляющей для прогресса в социальной сфере должна стать повышенная рождаемость в семьях демобилизованных. На примере СССР и США послевоенных лет можно прогнозировать позитивные изменения в демографии России. Важным аспектом здесь должно стать соблюдение обязательств, взятых государством по обеспечению участников СВО льготным ипотечным кредитованием и поддержкой в воспитании детей (гарантированные места в дошкольных учреждениях, школах и бесплатное обучение в вузах). При успешной работе на социальном треке можно ожидать и существенный импульс в экономической сфере.
СВО достаточно выпукло показала, что оперативное решение многих задач, стоящих перед экономикой России, возможно исключительно в рамках партнерства государства и сектора малого и среднего бизнеса. Трансляция этого опыта на решение «мирных» задач в экономике, очевидно, даст существенный прогресс по наиболее острым проблемам: замещению импорта, обеспечению технологического суверенитета, росту внутреннего спроса. В этой сфере наиболее болезненным является злоупотребление фискальными инструментами. Нельзя повторить ошибки 2010-х годов, когда было чрезмерное накопление ликвидности на депозитах, причем в иностранных юрисдикциях. Ликвидность должна быть доступна не только государственным корпорациям, но и на уровне предприятий малого и среднего бизнеса. По оценкам Центробанка, сейчас на депозитах в банках России население хранит около 60 трлн руб. Это огромная сумма, эффективное управление которой способно значительно расширить горизонты роста экономики нашей страны. От того, какую долю от этих сбережений удастся направить на инвестиции в реальные сектора экономики, во многом зависит уровень экономических достижений России. Не факт, что государственных денег хватит на все задачи. Нельзя забывать о том, что по окончании боевых действий может встать вопрос о восстановлении социальных и хозяйственных объектов на новых территориях РФ. Безусловно, эти регионы обладают колоссальным потенциалом как по ресурсам, так и по производственной кооперации.
Еще одним вызовом в экономической сфере является высокая разбалансировка рынка труда – уровень зарплат в ключевых сферах обеспечения жизнедеятельности государства (медицина, образование, охрана порядка, управление на низовом уровне), особенно в регионах. Возможным решением может стать частичный трансфер высвобождаемых от СВО средств, а также унификация зарплат (например, единая тарифная сетка, с привязкой к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) для всех субъектов РФ и перевод финансирования социально значимых отраслей на федеральный уровень.
Наконец, политические вызовы, связанные с окончанием СВО. Очевидно, что практически всё будет зависеть от того, на каких условиях будут остановлены боевые действия. Пример Сирии показывает, что наличие тлеющего очага конфликта может привести к новому витку эскалации с непредсказуемыми последствиями.
Важным становится конвертировать успехи на поле боя и переговорном треке в политический капитал. Главной задачей будет продемонстрировать как нашим союзникам, так и врагам, что Россия готова защищать свои экономические и политические интересы, обладает для этого необходимыми военными и экономическими ресурсами. При этом главной целью внешней политики РФ остается соблюдение принципов уважения и взаимной выгоды для всех партнеров и союзников.