Фото Reuters
Когда год назад аргентинцы сенсационно избрали своим президентом популиста, обещавшего народу светлое будущее, невиданное для всей Латинской Америки, создавалось впечатление, будто вся страна просто сошла с ума. Размахивающего бензопилой радикала-авантюриста, грозившего разогнать все министерства, ликвидировать Центробанк и перейти на американский доллар, 46-миллионное население этой крупнейшей страны региона действительно видело своим единственным спасителем в обстановке жесточайшего экономического и социального кризиса.
Скептики твердили тогда, что ничего у нового президента Аргентины Хавьера Милея не получится, все станет только хуже и он попросту не продержится весь срок, который ему отведен Конституцией во дворце Каса Росада. Но вот год позади – и сегодня уже можно подвести некоторые итоги деятельности самого нетипичного президента Аргентины. А заодно и оценить, куда дальше он может повести свою страну, играющую все более значимую роль как в Латинской Америке, так и в целом в международных делах.
В этой связи предлагаю отойти от эмоций и чисто человеческих странностей Милея и обратить внимание на ключевые экономические показатели Аргентины за время его правления. Так, придя к власти, Милей резко девальвировал национальную валюту – песо – с 366 до 800 за 1 долл. К чему это привело? В октябре нынешнего года в Аргентине была зафиксирована самая низкая инфляция за последние три года.
При этом реальные зарплаты упали на 7%, стало намного больше безработных (только по официальным данным, их 7,6%), сократилась занятость в государственном секторе, намного снизилась покупательная способность аргентинских пенсионеров и малоимущих. Замечу, что за время правления Милея более 85 тыс. человек потеряли работу, а также стабильно растет бедность основной массы населения Аргентины – почти 42%, что составляет более 25 млн человек.
За прошедший год на 8% снизилось потребление, люди стали меньше покупать продуктов питания и товаров длительного пользования. Меньше всего аргентинцы стали тратить на молочные продукты (падение на 16%), а также на мясо (11%). И это в стране, где асадо и другие мясные изыски – обычное блюдо некогда даже для малоимущих граждан.
Сохраняют ли аргентинцы веру в правильность курса Милея? Частично им все еще кажется, что все равно другого пути у страны нет, как только затянуть пояса и терпеть. Да, Милей так и не ввел в оборот американский доллар, но зато получил новый кредит МВФ, который хотя бы на несколько месяцев облегчил финансовое бремя Аргентины по покрытию социальных обязательств государства перед населением.
Между тем не надо забывать о том, что Милей запретил уличные протесты и законодательно с помощью парламента резко сократил возможности выражения населением недовольства политикой властей. Обещая покончить с чиновничьей бюрократией, он из 18 министерств оставил девять, а также существенно урезал расходы на здравоохранение и образование, чем, с одной стороны, вызвал недовольство широких народных масс, а с другой – убедил население, что никак иначе действовать нельзя.
Значительные изменения претерпела и внешняя политика Аргентины за прошедший год. Начал свою международную деятельность Милей бойкотом приглашения вступить в БРИКС. Затем последовали его многочисленные визиты в США, а его лучшим другом среди мировых лидеров стал Дональд Трамп (причем еще до того, как тот победил на президентских выборах в Америке).
Милей откровенно высмеивает беспомощность ООН при решении любых вопросов, а с недавней Конференции по изменению климата в Баку (саммит Cop 29) он и вовсе отозвал свою делегацию, заявив: «Нашим представителям незачем время тратить на пустопорожнюю болтовню».
Отметился Милей и в ходе очередного голосования по отмене санкций против Кубы, которое проходит каждый год в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Так вот, Аргентина традиционно голосовала за отмену этих санкций, но на этот раз все обернулось для Милея большим конфузом. Из-за того что Аргентина проголосовала не столько даже за отмену санкций против Кубы, сколько против позиции США и Израиля, Милей снял с должности министра иностранных дел Диану Мондино.
Аргентинский президент полностью поддерживает Украину в ее конфликте с Россией, неоднократно выражал желание принять у себя саммит Латинская Америка – Украина. Он также заявляет о всемерной поддержке Израиля в конфликте с палестинцами на Ближнем Востоке.
Вся эта весьма хаотичная на первый взгляд внешняя политика привела к тому, что у Аргентины отмечен рост доходов от внешней торговли, первый за последние 15 лет. Плюс частые поездки Милея как по миру, так и по странам Латинской Америки создают ему имидж вовлеченного в решение серьезных международных проблем политика, что позволяет Аргентине добиваться важных для себя торговых соглашений и преференций в отношении с другими государствами.
Сможет ли Милей и дальше проводить подобную политику ужесточения финансовых норм и различных ограничений, или жизнь на внешние кредиты рано или поздно заставит его от подобного курса отказаться? Здесь стоит учесть, что у него по-прежнему меньшинство в парламенте. Его партия «Свобода идет вперед» имеет всего 39 мест, а в будущем году грядут парламентские выборы, на которых Милей попытается расширить представительство своих сторонников, чтобы именно через парламент стремиться продавить целый ряд важных для него законов.
В целом же при всей противоречивости и самой политики Милея, и ее реализации можно констатировать главное. Он пока достаточно уверенно выполняет свои основные обещания, что для Аргентины с ее традиционными правилами игры в большую политику крайне нетипичное явление.