Фото REUTERS
В пятницу, 15 ноября, после почти двухлетнего перерыва федеральный канцлер Олаф Шольц наконец дозвонился до российского президента Владимира Путина и провел с ним часовой разговор. Эту беседу скорее можно назвать двумя монологами. Шольц изложил свое видение ситуации в российско-украинском конфликте. А Путин рассказал российское понимание происходящего.
Ведомство федерального канцлера опубликовало фото из кабинета Шольца, на котором канцлер в окружении внешнеполитического советника Йенса Плётнера и представителя правительства Штеффана Хебестрайта разговаривает по телефону с Путиным. Шольц заявил немецкой прессе, что главной целью разговора было выяснение готовности Кремля к переговорам. По словам канцлера, он намерен продолжать общение с Путиным и «скоро снова» планирует поговорить с ним
По словам представителя правительства ФРГ, позиция Шольца сводится к заморозке конфликта и началу переговоров о мире. Но этому должны предшествовать отвод российских войск с занимаемых ими украинских территорий и прекращение боевых действий. Российский президент в ответ сказал о готовности к переговорам без предусловий на основе Стамбульской договоренности 2022 года, которая была уже однажды парафирована Украиной.
Предварительно Шольц согласовал свой звонок (и возможно, темы, которые он затронул в беседе с Путиным) с президентом США Джозефом Байденом, французским президентом Эмманюэлем Макроном, британским премьером Киром Стармером и украинским президентом Владимиром Зеленским. Sueddeutsche Zeitung приводит при этом слова канцлера, что он неоднократно заявлял о своей готовности говорить с Путиным, чтобы найти решение для окончания российско-украинского конфликта. Газета также публикует критический отзыв Зеленского на инициативу Шольца: своим поступком канцлер якобы прерывает блокаду российского президента западным сообществом.
Интересно отметить, что еще 24 октября в интервью швейцарской газете Volkszeitung Шольц признал, что ему не удавалось дозвониться до Кремля. Видимо, события между 24 октября и 15 ноября изменили позицию российского руководства, и оно проявило готовность к контакту с немецким канцлером. В этот период произошли два события. Во-первых, развал правящей в Берлине коалиции и назначение досрочных выборов в Бундестаг. Во-вторых, победа Трампа на президентских выборах. Эти события разрушают в известной степени пока монолитный антироссийский блок Запада. И, судя по всему, российский лидер воспользовался разговором с канцлером, чтобы донести до Запада свою позицию.
В Германии точку зрения Шольца на переговоры поддержала пока только партия «Альянс Сары Вагенкнехт». Другие политики подвергли его контакт с Путиным критике. Так, «зеленый» политик Робин Вагенер на конференции своей партии в Висбадене высказал мнение, что канцлер «никогда не был так бессилен, как сейчас», а российский лидер осознает эту слабость и пользуется ею в ходе телефонных переговоров.
Инициативу Шольца предпочел не заметить лидер консервативной оппозиции, глава Христианско-демократического союза Фридрих Мерц. На парламентских дебатах в минувшую среду он угрожал России, говоря о поставках Киеву крылатых ракет Taurus в случае перехода Москвой каких-то ему только известных красных линий. А лидер выбывшей из коалиции Cвободной демократической партии Кристиан Линднер даже намеревался поставить этот вопрос в Бундестаге.
Один из лидеров Левой партии Грегор Гизи высказал предположение в соцсетях, что за так называемым согласованием позиции Шольца с главами Франции и Великобритании стоят опасения того, что приходящий к власти в США Трамп без согласования с европейскими союзниками может начать переговоры с Москвой по урегулированию украинского кризиса. И европейцам просто придется следовать достигнутым без их участия результатам таких переговоров. Определенная логика в этом есть. Но, судя по всему, европейские лидеры лишь приняли к сведению усилия Шольца, поскольку подготовка на территории Франции украинской бригады для отправки ее в район боевых действий говорит о том, что Макрон все еще придерживается старого постулата – добиться победы над Россией на поле боя.
Позиция Шольца, превратившегося в глазах немецких обывателей из ястреба в миротворца, связана прежде всего с изменением им тактики ведения внутриполитической борьбы (см. «НГ» от 29.10.24). Однако попытка усидеть сразу на двух стульях создает о нем впечатление как о колеблющемся и нерешительном политике. Именно поэтому, несмотря на то что руководство Социал-демократической партии Германии не намерено менять Шольца на предстоящих выборах в качестве кандидата в канцлеры, базис СДПГ, согласно опросам, предпочитает ему в качестве лидера более целеустремленного министра обороны Бориса Писториуса.