0
14683
Газета Я так вижу Печатная версия

23.10.2024 19:39:00

Каким был американский Орбан

В США умер продававший "Ладу" в Европе бизнесмен

Александр Братерский

Об авторе: Александр Валентинович Братерский – журналист-международник.

Тэги: фрэнк антон орбан третий, некролог, ссср, бизнес, автомобили


frank-t.jpg
Фото wikipedia.org
На 80-м году жизни скончался Фрэнк Антон Орбан Третий, в прошлом топ-менеджер компании, продававшей советские автомобили в Европе, а впоследствии участник переговоров по контролю над вооружениями. Он был сотрудником американской компании SATRA, крупнейшего дистрибьютера советских автомобилей в Европе. О смерти бизнесмена и чиновника Госдепа США в администрации Рональда Рейгана сообщили его близкие.

Однофамилец известного венгерского «друга» России Орбан тоже был человеком, которому была не чужда симпатия к нашей стране. Благодаря разрядке с СССР в 1970-е годы компания SATRA, где Фрэнк занимал высокий пост, смогла продать в странах Европы несколько тысяч автомобилей «Лада». Машины пользовались спросом у покупателей среднего достатка из-за бюджетной цены. Первоначально компания занималась продажей на Западе советских металлов, медицинского оборудования и даже сельскохозяйственной техники. По иронии судьбы страна, закупавшая зерно в США, делала неплохую по тем временам сельхозтехнику, в основном тракторы.

«Лада» пользовалась популярностью из-за прочной стали, которой в СССР не жалели. «У Советов была качественная сталь», – вспоминал бизнесмен.

Принимая меня в своем гостеприимном доме в Ланкастере, штат Пенсильвания, Фрэнк Орбан мог часами рассказывать о чудачествах советских экспортеров, однажды приславших машины лишь белого цвета. Но не забывал отмечать профессиональные качества советских инженеров, которые легко находили общий язык с британскими и немецкими коллегами.

Фрэнк также любил рассказывать, что тогдашний вице-президент «Автоэкспорта» Виктор Кинжалов, с которым он подружился, учил его премудростям ведения бизнеса в советской системе. Правда, убедить начальство в необходимости доработать те или иные узлы для западного рынка было при советской плановой экономике практически невозможно, говорил Орбан.

На рекламу автомобилей советская сторона выделяла скудный бюджет, однако маркетологи SATRA прибегли к нестандартному ходу: опубликовали в нескольких иллюстрированных журналах стильный черно-белый купон, который позволял приобрести «Ладу» со скидкой.

Кроме СССР Фрэнк сотрудничал с другими странами Восточной Европы, и главным образом с Югославией. Ведя бизнес с Белградом, он продавал в США автомобили Yugo, популярные у небогатых американцев и студенческой молодежи.

В самих США советские машины не продавались, так как не слишком соответствовали американским стандартам, однако это не мешало предпринимателю продавать в США советские тракторы «Беларусь». «Брали их неплохо, но была одна проблема – профсоюзы были настроены очень антикоммунистически и часто разбивали их», – рассказывал Орбан.

Не испытывая особых симпатий к советскому коммунизму, Орбан, как и многие предприниматели времен разрядки, искал прагматических отношений с СССР. Юрист по образованию, он работал во многих международных компаниях, таких как фирма Руперта Мэрдока News Corp, которая также искала возможности бизнеса с Советами.

Наличие связей с СССР привело Орбана на государственную службу. В качестве сотрудника Госдепа США он участвовал в переговорах с советской стороной о контроле над вооружениями в Женеве. Переговоры были сложными, но, чтобы разрядить обстановку, обаятельный Фрэнк придумал перевести на русский и подарить членам советской делегации роман Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем». Советским переговорщикам книга понравилась – один из экземпляров читал в перерывах между переговорами даже маршал Сергей Ахромеев.

«Хотя атмосфера между странами была еще ужасная, атмосфера за столом переговоров была дружеская, и все друг друга уважали за профессионализм. Все были очень френдли», – вспоминает дипломат Виктор Мизин, который поддерживал многолетние связи с Фрэнком.

Отойдя от дел, Орбан не терял связей с Россией, поддерживая отношения с многочисленными друзьями в Москве, которым он посылал интересные статьи о России из американской прессы. Он верил в улучшение отношений между странами. «Россия получит больше выгоды от сотрудничества с США, чем от попыток утвердить себя в качестве великой имперской державы», – писал он в одном из писем.

Вместе с супругой Анной Фрэнк нередко приезжал в Россию. Путешествовал по небольшим городам, отмечая положительные и отрицательные стороны русской жизни. В отличие от нового большого друга России Карсона Такера, восхищавшегося московскими супермаркетами, Фрэнк интересовался прежде всего людьми, предпринимателями из разных уголков страны. Возможно, кто-то из них был потомком тех самых инженеров, старавшихся делать неплохие машины даже при плановой экономике.

Сейчас, когда его больше нет, могу сказать одно. Фрэнк несомненно был одним из тех, кто играл огромную роль в установлении деловых и дружеских контактов между нашими странами.

«Это был профессионал, который очень любил Россию», – говорит об Орбане Мизин. Cегодня, когда в друзьях у нас в основном ушедшие в тираж американские звезды, хотелось бы больше профессионалов. 


Читайте также


Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
429
Памяти Валерия Мастерова

Памяти Валерия Мастерова

0
946
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
1947
Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
10475

Другие новости