0
8871
Газета Я так вижу Печатная версия

02.10.2024 18:24:00

За креативность учителям никто не доплачивает

Нынешняя система преподавания математики воспитывает в учениках туннельное мышление

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, преподаватель математики.

Тэги: система преподавания математики, среднее образование, туннельное мышление, креативные учителя


система преподавания математики, среднее образование, туннельное мышление, креативные учителя Специфика труда школьного учителя математики состоит в том, что он обязан обеспечить выполнение учениками заданий из образовательного стандарта хотя бы на минимальном уровне. Фото РИА Новости

В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с интересной ситуацией, когда ученики знают какую-либо заученную ранее формулу или какой-либо известный им метод решения, которые считают единственно возможными для применения в математических задачах или упражнениях. При этом они наотрез отказываются не только применять альтернативные методы решения, но даже и воспринимать их. Такой феномен сродни так называемому туннельному мышлению. Откуда это берется?

Туннельное мышление в нашем случае – это понимание, принятие и использование учеником только определенной информации, которой его учат чаще всего именно в школе. Можно привести много примеров из школьной математики.

Самый часто встречающийся пример из алгебры связан с решением квадратных уравнений. Практически все ученики могут решать эти уравнения через дискриминант. А вот теорему Виета воспринимают в штыки и почти не используют. Причем не только середнячки, но и отличники. В геометрии площадь треугольника такие ученики вычисляют исключительно как половину произведения основания на высоту, а все другие способы (например, формулу Герона) даже не пытаются освоить.

Откуда берется такое яростное сопротивление учеников всему новому и альтернативному? Я не психолог, но полагаю, что причина скрыта в жесткой авторитарности современных учителей. Какова основная задача современного учителя? Обучить учеников по плану. По плану! А план (или, если угодно, Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) опирается на учебник. А в учебнике есть та самая формула или теорема, которую и вдалбливают ученикам.

Классно-урочная система школьного образования рассчитана на среднего по способностям ученика. Среднему ученику альтернативы изучать, реально, не очень нужно. Ему нужно научиться решать задачи самым известным (и при этом единственным, как ему кажется) способом. И это в определенной степени правильно. Ну зачем трамваю руль, когда он движется по рельсам?

Вся система проверочных и контрольных работ в школе рассчитана на проверку основных знаний и умений, которые и базируются на основных формулах и правилах. При этом специфика труда школьного учителя способствует тому, чтобы ученики хоть как-то справлялись с входящими в стандарт заданиями. За креативность учителям никто не доплачивает. Да и не все учителя потянут сегодня креативность.

Во время моей работы школьным учителем я обратил внимание, что старшие классы (10-й и 11-й) учил только я и еще одна коллега. Остальные трое учителей математики старшие классы не брали. И это неудивительно, так как образование у этой троицы было, мягко говоря, не элитное.

Позднее, уже в качестве репетитора, я столкнулся не только со слабой подготовкой, но и с агрессивным туннельным мышлением некоторых учителей. Вплоть до того, что любое отклонение от навязанного учителем шаблона каралось плохой оценкой.

А где школе взять креативных учителей с хорошим образованием? Конечно, среди репетиторов. Очень много талантливых специалистов сегодня работает в этой сфере. Но вот беда: это решает проблему не для всех и не бесплатно. А проблема есть. Особенно это касается подготовки к ЕГЭ. В профильной математике есть задания, для решения которых нужно уметь мыслить нешаблонно. И даже в базовой математике есть задача на смекалку. Этому не учат в школе. По крайней мере, в обычной школе.

Недавно глава Рособрнадзора признал проблему развития репетиторства и призвал вернуть ушедших педагогов обратно в школы. Это замечательно, но вот призвать – еще не значит сделать. Репетитор зарабатывает больше (по крайней мере, за урок), не зависим от начальства и не обременен никакой официальной отчетностью. Ему выгодно быть репетитором. И вряд ли он откликнется на призыв. К хорошему, как известно, быстро привыкают.

Даже если каким-то указом или приказом запретить репетиторство, то это приведет лишь к уходу репетиторов в тень. Вряд ли такая мера повысит качество знаний у современных школьников из числа тех, кто услугами репетиторов не пользуется.

А школьные учителя с образованием и знаниями поплоше, чем у репетиторов, будут по-прежнему развивать в школьниках туннельное мышление, навязывая единственные формулы и методы решения, которые знают сами. 


Другие новости