0
9882
Газета Я так вижу Печатная версия

18.09.2024 18:15:00

О природном даре учиться в университете

Неравенство в доступе к знаниям исключает справедливый отбор талантливых детей

Тэги: вуз, высшее образование, талант, дар, ученые, оющество


вуз, высшее образование, талант, дар, ученые, оющество Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».

Губернатор Брянской области Александр Богомаз в интервью ИА «Регнум» предложил давать высшее образование только детям с природным даром, а остальных направлять на обучение рабочим специальностям. Тем самым губернатор продолжил популярную общественную дискуссию последнего времени – о целесообразности массового высшего образования. Почти для всех желающих.

По мнению Александра Богомаза, не каждому молодому человеку дано стать выдающимся ученым или специалистом. «Природный дар у детей нужно развивать. Если его нет, нужно давать ребятам рабочие специальности, а не виртуальное высшее образование, которое не тянет даже на уровень десятого класса», – цитирует агентство слова губернатора.

Является ли данное заявление призывом сокращать количество вузов – пока не очень понятно. Но общая тенденция – привязка получаемого образования к рынку и особое внимание к среднему профобразованию – четко обозначена. Причем еще и до заявления Богомаза, правда, в более корректной форме, допускающей разные модальности. Так что в апреле этого года глава правительства РФ Михаил Мишустин высказывал мнение, что высшее образование – необязательное условие для удачной карьеры. «Ребята-профессионалы, кто будет оканчивать хороший колледж, техникум, абсолютно так же уважаемы, как и те, кто иногда с высшим образованием, но гайку завернуть не смогут», – заявил премьер во время посещения Грозненского государственного нефтяного технического университета.

Но одно дело, когда высокопоставленные спикеры говорят о престиже рабочих профессий, другое – когда идет оценивание способностей контингента учащихся, планирующего поступать в вузы. Тем более оценивания в условиях серьезных проблем в системе среднего общего образования. Да и высшего образования тоже.

Как свидетельствует исследование сервисов «Работа.ру» и «Подработка», более половины опрошенных россиян (54%) тратят на дополнительные занятия детей до 10% от своего дохода. Вдобавок отмечается растущий спрос на репетиторов. Так, согласно результатам совместного исследования «Авито услуг» и «Авито работы», которые приводит ТАСС, спрос на услуги репетиторов в августе 2024 года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Ничего себе темпы роста, которому позавидует любой другой сегмент отечественной экономики!

Возможно, что и эти цифры не отражают полной картины происходящего, потому что какая-то часть родителей и рада бы взять репетиторов, но просто не имеет таких финансовых возможностей. И это явное свидетельство того, что школа не учит. Ну, или не каждая школа учит.

Конечно, проблема диагностики и развития детской одаренности привлекает внимание исследователей уже давно, но в последние годы интерес к ней особенно возрос. Разработаны методики, защищаются кандидатские. Только вот деталь...

На феномен сегрегации школ в свое время обратил внимание журнал «Огонек». 25 лет назад в нем была опубликована статья «Кухаркины дети». Автор ее – Исак Фрумин, в то время работал директором красноярской экспериментальной школы «Универс» (сейчас он – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ). И написал он в статье о новом для нашей страны явлении – расслоении школ. Сегодня это расслоение, похоже, ощутили все. Допустим, мы вырастим в элитных школах новую потенциальную элиту. Откроем ей университеты, закроем – по крайней мере существенно осложним – дорогу в них для остальных, «неталантливых», «менее талантливых». Так как при этой неравной доступности к знаниям организовать отбор «умственно талантливых»?

Кстати, в Европе и США даже не обсуждают тему сокращения числа высокообразованных людей. Два года назад европейское статистическое агентство «Евростат» сообщало, что численность граждан ЕС в возрастной группе от 25 до 34 лет с высшим образованием возросла и составила 41% от общего числа жителей. Самый большой процент граждан с высшим образованием в ЕС был зафиксирован в Люксембурге (61%), в Ирландии и на Кипре (по 58%), в Литве (56%) и Нидерландах (52%). Меньше всего представителей этой возрастной группы с высшим образованием насчитывалось в Румынии (25%), Италии (29%), Венгрии (31%); в Болгарии и Чехии – по 33%. Для сравнения: по данным Росстата, в РФ с высшим образованием более 31% населения.

Говоря об опасности сокращения численности образованных людей, почему-то чаще беспокоятся о потере первенства в космической отрасли или о тотальном технологическом отставании. Но все может оказаться гораздо банальнее и ближе. Речь надо вести о самых прозаических вещах. Например, об устроенности быта населения. Маленький нюанс: сегодня агенты по аренде и продаже недвижимости отмечают, что вопросы о соседях, их профессиях и образовании всплывают у ищущих новое жилье гораздо чаще, чем ранее. Когда ты знаешь, что твои соседи по лестничной площадке – люди с высшим образованием, жить немного комфортнее. Не правда ли?

Эксперты из аналитического центра университета «Синергия» провели исследование среди более чем 5 тыс. россиян из разных регионов страны, чтобы выяснить, что приносит им счастье. Интересный вывод этих опросов заключается в том, что люди с высшим образованием в два раза чаще назвали себя счастливыми по сравнению с теми, кто его не имеет. Так что ничего не меняется со времен Николая Чернышевского, который предупреждал, что люди без образования «и грубы, и бедны, и несчастны».

Конечно, университетов сегодня много. Возможно, даже их количество кажется кому-то избыточным. И дифференциация университетов тоже есть, как и существенная разница в качестве образования в этих университетах.

Возвращаться к советским временам? Из моего класса, где учились 34 человека, только четверо окончили высшие учебные заведения. Мы этого хотим? Чтобы условный консилиум «губернаторов», психотехников, представителей министерств, ведомств и ведущих госкорпораций с помощью искусственного интеллекта сегрегировал наших детей на «гениев», «талантливых», «способных» и всех остальных… Не проще ли наконец-то наладить адекватную и справедливую оценку знаний на экзаменах?

Учреждения высшего образования сегодня постепенно и настойчиво сокращают. Они и сами умирают благодаря не только государственной политике, поднимающей престиж среднего образования и нацеленной на общее сокращение числа университетов, но и от нерентабельности своих дипломов. Так что можно дать им время умереть естественной смертью, а не отправлять в смертельный нокдаун одним ударом. И тем временем еще раз хорошо подумать над тем, как вырастить умное поколение строителей своей страны.


Читайте также


Президент, морально необходимый Государству Израиль

Президент, морально необходимый Государству Израиль

Александр Локшин

150 лет назад родился Хаим Вейцман

0
2327
О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

Логика информационного вброса – не дать Москве понять, какие карты на руках у Киева

0
3045
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1508
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1772

Другие новости