Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».
Губернатор Брянской области Александр Богомаз в интервью ИА «Регнум» предложил давать высшее образование только детям с природным даром, а остальных направлять на обучение рабочим специальностям. Тем самым губернатор продолжил популярную общественную дискуссию последнего времени – о целесообразности массового высшего образования. Почти для всех желающих.
По мнению Александра Богомаза, не каждому молодому человеку дано стать выдающимся ученым или специалистом. «Природный дар у детей нужно развивать. Если его нет, нужно давать ребятам рабочие специальности, а не виртуальное высшее образование, которое не тянет даже на уровень десятого класса», – цитирует агентство слова губернатора.
Является ли данное заявление призывом сокращать количество вузов – пока не очень понятно. Но общая тенденция – привязка получаемого образования к рынку и особое внимание к среднему профобразованию – четко обозначена. Причем еще и до заявления Богомаза, правда, в более корректной форме, допускающей разные модальности. Так что в апреле этого года глава правительства РФ Михаил Мишустин высказывал мнение, что высшее образование – необязательное условие для удачной карьеры. «Ребята-профессионалы, кто будет оканчивать хороший колледж, техникум, абсолютно так же уважаемы, как и те, кто иногда с высшим образованием, но гайку завернуть не смогут», – заявил премьер во время посещения Грозненского государственного нефтяного технического университета.
Но одно дело, когда высокопоставленные спикеры говорят о престиже рабочих профессий, другое – когда идет оценивание способностей контингента учащихся, планирующего поступать в вузы. Тем более оценивания в условиях серьезных проблем в системе среднего общего образования. Да и высшего образования тоже.
Как свидетельствует исследование сервисов «Работа.ру» и «Подработка», более половины опрошенных россиян (54%) тратят на дополнительные занятия детей до 10% от своего дохода. Вдобавок отмечается растущий спрос на репетиторов. Так, согласно результатам совместного исследования «Авито услуг» и «Авито работы», которые приводит ТАСС, спрос на услуги репетиторов в августе 2024 года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Ничего себе темпы роста, которому позавидует любой другой сегмент отечественной экономики!
Возможно, что и эти цифры не отражают полной картины происходящего, потому что какая-то часть родителей и рада бы взять репетиторов, но просто не имеет таких финансовых возможностей. И это явное свидетельство того, что школа не учит. Ну, или не каждая школа учит.
Конечно, проблема диагностики и развития детской одаренности привлекает внимание исследователей уже давно, но в последние годы интерес к ней особенно возрос. Разработаны методики, защищаются кандидатские. Только вот деталь...
На феномен сегрегации школ в свое время обратил внимание журнал «Огонек». 25 лет назад в нем была опубликована статья «Кухаркины дети». Автор ее – Исак Фрумин, в то время работал директором красноярской экспериментальной школы «Универс» (сейчас он – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ). И написал он в статье о новом для нашей страны явлении – расслоении школ. Сегодня это расслоение, похоже, ощутили все. Допустим, мы вырастим в элитных школах новую потенциальную элиту. Откроем ей университеты, закроем – по крайней мере существенно осложним – дорогу в них для остальных, «неталантливых», «менее талантливых». Так как при этой неравной доступности к знаниям организовать отбор «умственно талантливых»?
Кстати, в Европе и США даже не обсуждают тему сокращения числа высокообразованных людей. Два года назад европейское статистическое агентство «Евростат» сообщало, что численность граждан ЕС в возрастной группе от 25 до 34 лет с высшим образованием возросла и составила 41% от общего числа жителей. Самый большой процент граждан с высшим образованием в ЕС был зафиксирован в Люксембурге (61%), в Ирландии и на Кипре (по 58%), в Литве (56%) и Нидерландах (52%). Меньше всего представителей этой возрастной группы с высшим образованием насчитывалось в Румынии (25%), Италии (29%), Венгрии (31%); в Болгарии и Чехии – по 33%. Для сравнения: по данным Росстата, в РФ с высшим образованием более 31% населения.
Говоря об опасности сокращения численности образованных людей, почему-то чаще беспокоятся о потере первенства в космической отрасли или о тотальном технологическом отставании. Но все может оказаться гораздо банальнее и ближе. Речь надо вести о самых прозаических вещах. Например, об устроенности быта населения. Маленький нюанс: сегодня агенты по аренде и продаже недвижимости отмечают, что вопросы о соседях, их профессиях и образовании всплывают у ищущих новое жилье гораздо чаще, чем ранее. Когда ты знаешь, что твои соседи по лестничной площадке – люди с высшим образованием, жить немного комфортнее. Не правда ли?
Эксперты из аналитического центра университета «Синергия» провели исследование среди более чем 5 тыс. россиян из разных регионов страны, чтобы выяснить, что приносит им счастье. Интересный вывод этих опросов заключается в том, что люди с высшим образованием в два раза чаще назвали себя счастливыми по сравнению с теми, кто его не имеет. Так что ничего не меняется со времен Николая Чернышевского, который предупреждал, что люди без образования «и грубы, и бедны, и несчастны».
Конечно, университетов сегодня много. Возможно, даже их количество кажется кому-то избыточным. И дифференциация университетов тоже есть, как и существенная разница в качестве образования в этих университетах.
Возвращаться к советским временам? Из моего класса, где учились 34 человека, только четверо окончили высшие учебные заведения. Мы этого хотим? Чтобы условный консилиум «губернаторов», психотехников, представителей министерств, ведомств и ведущих госкорпораций с помощью искусственного интеллекта сегрегировал наших детей на «гениев», «талантливых», «способных» и всех остальных… Не проще ли наконец-то наладить адекватную и справедливую оценку знаний на экзаменах?
Учреждения высшего образования сегодня постепенно и настойчиво сокращают. Они и сами умирают благодаря не только государственной политике, поднимающей престиж среднего образования и нацеленной на общее сокращение числа университетов, но и от нерентабельности своих дипломов. Так что можно дать им время умереть естественной смертью, а не отправлять в смертельный нокдаун одним ударом. И тем временем еще раз хорошо подумать над тем, как вырастить умное поколение строителей своей страны.