0
5804
Газета Я так вижу Печатная версия

21.08.2024 18:36:00

Куда делось субъективное благополучие школьника

Отечественные исследователи выявили еще один фактор, способный повысить мотивацию к учебе

Александр Савенков

Об авторе: Александр Ильич Савенков – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО.

Тэги: дети, мотивация к учебе, субъективное благополучие


дети, мотивация к учебе, субъективное благополучие Мы массово строим хорошие школы, а дети в них... не хотят учиться. Как же так? Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Родители жалуются: все больше детей, которые не хотят учиться. Само по себе это кажется удивительным! Стремление ребенка познавать окружающий мир заложено в его природе, оно обусловлено генетически. Это витальный рефлекс, так же как дышать, есть, пить и так далее. Ребенок жаждет узнавать новое. Еще Иван Петрович Павлов открыл этот исследовательский рефлекс.

Так что же произошло сегодня такого, что дети перестали хотеть ходить в школу? Почему раньше хотели все, а сегодня такого нет, вопрошают взрослые.

В ХХ веке наше государство шло путем активных преобразований и от десятилетия к десятилетию экономика, общество, отношения детей и их родителей с образованием радикально менялись. Базовыми факторами этой динамики были экономические условия. В начале ХХ века страна входит в эпоху индустриального общества, и первое время основная часть населения была занята тяжелым физическим трудом. Образование в это время было пропуском в другую жизнь, реальным социальным «лифтом» и ведущим мотивационным фактором. А кроме того, учиться было интересно, школа во многом была эмоциональной отдушиной на фоне монотонных, тусклых будней.

Отказ от «гимназической модели» школы, происходивший в 20-е годы, показал свою низкую результативность. И уже в 30-е годы прошлого века специальные указы главы государства возвращают школу в продуктивное русло: классы, уроки, программы, ясные учебные требования к учителям и ученикам… По постановлению 1932 года в вузах вновь введены твердые учебные планы, восстановлены лекции, введены зимние и весенние сессии, повышен контроль за качеством учебной деятельности, введены дипломные работы, увеличено время на изучение общетеоретических дисциплин, сокращены производственные практики, возвращены вступительные экзамены.

В общем, реализуется непопулярный как тогда, так и сейчас тезис о том, что хорошего образования без усилия над собой и соблюдения жестких требований со стороны государства (общества, педагогов, родителей) не бывает. Нравится нам это или нет, но советская школа требовала, практически заставляла ученика учиться, а учителя – качественно учить. И это давало результат.

А что же сегодня? Мы массово строим хорошие школы, а дети в них... не хотят учиться? Как же так? Причин много. Уже к первому классу ребенок получает огромное количество познавательной информации, ярких эмоциональных впечатлений и возможностей выявить и реализовать свои способности (различные кружки, секции, развлечения, путешествия).

Коснусь лишь вершины айсберга. Круг вопросов, затрагивающих желание учиться (не учиться), можно назвать одним психологическим термином – «субъективное благополучие». На бытовом уровне это именуется «счастьем». Сегодня психологи рассчитывают «индексы счастья» отдельных школ, университетов и даже стран.

В ходе исследования, проведенного в рамках подготовки докторской диссертации Витольда Ясвина (очень хорошо знаю эту работу, я выступал там в качестве консультанта), обнаружено, что разные категории участников образовательного процесса, обучаясь и работая в одном учебном заведении, демонстрируют разные уровни «субъективного благополучия». При этом явно просматривается одна закономерность: представители администрации дают максимально высокие оценки, оценки педагогов уже более умеренные, а оценки школьников очень разнообразны – от восторженных до резко отрицательных. Это явление мы назвали «матрешкой Ясвина»…

Получается, что школа может располагаться в прекрасном, хорошо оборудованном здании, администрация может прикладывать максимум стараний, учителя выполнять свои обязанности... В результате школа может даже занимать высокие позиции в региональных рейтингах, но... школьник «субъективного благополучия» не ощущает. И, может, даже находится в состоянии «школьного дистресса».

Конечно, факторов нежелания ребенка идти в школу много. Не буду останавливаться на них, все слишком индивидуально по отношению к конкретному ребенку. Но вот о факторах, стимулирующих желание учиться, мне хочется вспомнить. Речь пойдет о знаменитом эксперименте Р. Розенталя и Л. Якобсон.

В начале учебного года исследователями было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ (количественная оценка уровня интеллекта). С результатами ознакомили учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально сконструированы для выявления учащихся, у которых в предстоящем учебном году должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика же эксперимента заключалась в том, что педагогам сообщались... фиктивные результаты. В каждом из 18 классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по нескольку школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

Что же случилось дальше? Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей, своеобразных «подсадных уток», по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Необходимо подчеркнуть, что именно в среднем, так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны. Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ – показателе достаточно объективном.

Тем не менее полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Мне кажется, что на этот важный момент стоит обратить особое внимание. 


Читайте также


Как выглядит бюджет времени современного школьника

Как выглядит бюджет времени современного школьника

Елена Герасимова

Многие взрослые склонны игнорировать особенности подростковой физиологии

0
914
Почему к традиционным установкам трудно вернуться

Почему к традиционным установкам трудно вернуться

Российское общество давно живет по правилам современной городской цивилизации

0
4250
Психологическая помощь нужна и детям, и родителям

Психологическая помощь нужна и детям, и родителям

Елена Герасимова

Малоподвижный образ жизни, зависимость от гаджетов и злоупотребление фастфудом – три признака неблагополучия школьника

0
5130
Звездный дождь в бухте Афродиты

Звездный дождь в бухте Афродиты

Ирина Осинцова

Ночные приключения на Кипре, малознакомые парни и ворованный виноград

0
5210

Другие новости