Глиникер-Брюкке – мост через реку Хафель, где в годы холодной войны три раза обменивали шпионов. Фото Герды Арендт
1 августа 2024 года в Турции, в Анкаре, состоялся крупнейший со времен холодной войны обмен заключенными между Россией и Западом. В нем участвовали 26 человек и 7 государств. Были обменяны заключенные, содержавшиеся в тюрьмах США, Германии, Польши, Словении, Норвегии, России и Белоруссии; 10 из них отправились в Москву, 13 – в Берлин, 3 – в Вашингтон.
История моста
Наиболее известные обмены между Востоком и Западом во времена холодной войны происходили в разделенной Германии, на границе между ГДР и Западным Берлином. Местом обмена был Глиникер-Брюкке – мост через реку Хафель, соединяющий берлинский пригород Ванзее и город Потсдам. В Германии это место получило название «Мост шпионов»: 10 февраля 1962 года, 12 июня 1985 года и 11 февраля 1986 года на мосту Глиникер происходили обмены их шпионов на наших разведчиков.
Место для обменов было выбрано уединенное, безлюдное, но в то же время романтическое, с красивой природой, располагающей к покою и размышлению. В 1660 году Потсдам стал охотничьей резиденцией курфюрста Бранденбурга Фридриха Вильгельма I, охотничьи угодья которого располагались вдоль реки Хафель. Для удобства проезда на другую сторону реки был построен деревянный мост. Своим названием мост был обязан находившемуся поблизости поместью Кляйн-Глинике, от которого в настоящее время остался охотничий дворец Глинике.
Мост Глиникер сократил время пути в карете из Потсдама в Берлин до трех часов. При короле Пруссии Фридрихе I мост расширили, а у охранявших его солдат появилась новая функция – проверять таможенные декларации и брать с проезжавших по мосту плату.
Хотя бревна проезжей части моста по всей его длине – 128 м – были плотно подогнаны, кареты и телеги громыхали по нему так, что плохо закрепленный груз падал на проезжую часть. По средневековым правилам «что с воза упало – то пропало» – груз, упавший на мост или дорогу, становился собственностью феодала – хозяина земли.
Современный стальной мост Глиникер был построен в 1906–1907 годах архитектором Эдуардом Фюрстенау. Это инженерное сооружение с двумя железными полусферическими фермами соединяет два берега реки Хафель.
В апреле 1945 года оборонявшие Берлин части вермахта взорвали мост; фермы обрушились, упали в воду. В 1949 году мост был восстановлен. В том же году Германия была разделена на два государства – ФРГ и ГДР. Одна половина моста Глиникер оказалась на территории ГДР, другая – на территории Западного Берлина, что было заметно даже по различной дорожной разметке.
С 1949 по 1990 год государственная граница ГДР, которую восточногерманские пограничники строго охраняли, проходила через середину моста Глиникер. Проехать или пройти через металлические заграждения без специальных пропусков не удавалось никому. Почти 40 лет мост был закрыт для нормального транспортного сообщения. Лишь 10 ноября 1989 года, на следующий день после падения Берлинской стены, движение по мосту было возобновлено.
Рудольф в обмен на Гарри
Сегодня обновленный и подсвеченный огнями мост Глиникер часто посещают туристы. В руках у них – справочники, в которых рассказывается, как на этом мосту был совершен обмен самых знаменитых шпионов ХХ столетия – Рудольфа Абеля на Френсиса Гарри Пауэрса.
Это событие произошло 10 февраля 1962 года. На мосту Глиникер Советский Союз обменял американского летчика Френсиса Гарри Пауэрса, пилота самолета-шпиона У-2, сбитого под Свердловском, на советского разведчика-нелегала полковника Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера), работавшего в США.
В советском художественном фильме режиссера Саввы Кулиша «Мертвый сезон», который вышел на экраны в 1969 году, есть редкие документальные кадры: Рудольф Абель рассказывает, в каких непростых условиях приходилось действовать в тылу противника. Правда, Абель не сказал, каким образом после провала и суда (он был осужден в США на казнь на электрическом стуле; затем приговор был изменен на 30 лет каторги) он сумел выбраться из американской тюрьмы, где просидел пять лет, и покинуть США.
В последней серии «Мертвого сезона» на экране возникают три черные автомашины «Волга», которые лихо подъезжают к некой границе, чтобы обменять пойманного иностранного шпиона на нашего разведчика, осужденного на Западе. Но под советским разведчиком (в фильме его роль играл Донатас Банионис) подразумевался не Рудольф Абель, а Конон Молодый (он же Гордон Лонсдейл), разоблаченный в Англии.
22 апреля 1964 года Конона Молодого обменяли на британского разведчика Гревилла Винна. Однако это событие произошло не на мосту Глиникер, а в другом месте Германии – на КПП Штаакен на Хеерштрассе, на границе между Западным Берлином и столицей ГДР.
Как происходил обмен 10 февраля 1962 года? В этот субботний день в половине девятого утра к мосту Глиникер с восточной и западной стороны подъехали служебные легковые автомашины. Расстояние между ними составляло 300 м. Из одной из них на восточной стороне вышел Френсис Гарри Пауэрс, из другой на западной стороне – Рудольф Абель. После кратких переговоров руководящих лиц первым в сторону Западного Берлина направился Пауэрс. Одинокая фигура быстрым шагом шла по мосту. Пауэрс перешел контрольную полосу – значит, он уже на свободе. Через шесть минут после перехода Пауэрса на запад, на восток последовал Абель. После пересечения им пограничной линии он стал двигаться значительно быстрее. Конечно, Пауэрс и Абель видели друг друга, да и тайная съемка велась с обеих сторон. Вся операция заняла считаные минуты.
На тему обмена Абеля на Пауэрса американский кинорежиссер Стивен Спилберг в 2015 году снял художественный фильм «Шпионский мост», главные роли в котором сыграли Том Хэнкс и Марк Райлэнс.
После 1962 года на мосту Глиникер наступило многолетнее затишье.
«Акт проявления гуманизма»
Следующий эпизод произошел спустя 23 года, в 1985 году, когда Советским Союзом руководил Михаил Горбачев. Но санкцию на новый обмен давала не Москва, хотя она была в курсе дела, а Министерство госбезопасности ГДР – Штази. В ГДР этот обмен назывался «актом проявления гуманизма со стороны немецкого социалистического государства».
12 июня 1985 года 23 (по другим данным – 25) агента американских спецслужб, отбывавшие тюремные сроки в ГДР и Польше, были обменяны на четырех агентов спецслужб социалистических государств, арестованных на Западе. Точных сведений об этих лицах в литературе не приводится. Известно лишь, что на восток были переданы болгарин, два гражданина ГДР и поляк Мариан Захарский, арестованный в 1981 году в США. Западные газеты об этом обмене писали не очень много: особо «прославиться» агенты не успели. Единственной сенсацией было, конечно, их число.
В третий и последний раз мост Глиникер стал местом обмена заключенными между Востоком и Западом 11 февраля 1986 года. В этот день состоялся обмен диссидента и правозащитника Анатолия (Натана) Щаранского на советского разведчика, гражданина Чехословакии, Карла Кёхера и его жену Хану, а также советского разведчика Евгения Землякова, польского разведчика Ежи Качмарека и разведчика ГДР Детлефа Шарфенорта, арестованных в ФРГ.
В 1978 году Щаранский был приговорен в СССР к 13 годам лишения свободы за измену родине и антисоветскую агитацию. Он стал первым советским политзаключенным, освобожденным Михаилом Горбачевым.
10 февраля 1986 года Щаранского под охраной доставили из московской тюрьмы Лефортово в аэропорт Быково. Ему было объявлено, что он «лишен советского гражданства и выдворен за пределы СССР». Самолет прибыл в Восточный Берлин. После ночи, проведенной в восточноберлинской тюрьме, Щаранского в автомашине доставили к мосту Глиникер.
11 февраля 1986 года на мосту Глиникер представители посольств и секретных служб США и СССР совершили обмен, который состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля. Все произошло по сценарию обмена Абеля на Пауэрса.
Через 17 лет после своего освобождения из советской тюрьмы видный государственный и политический деятель Государства Израиль, бывший министр Иерусалима и диаспоры Натан Щаранский посетил Берлин и поднялся на мост Глиникер. Как Щаранский признавался журналистам, его первым желанием на свободе было поддержать брюки, так как на них, по тюремным правилам, ни пуговиц, ни тем более ремня не было. На одной из фотографий, сделанной сразу после обмена, он так и запечатлен – держащим руки у пояса. Когда сотрудник посольства США указал ему на демаркационную линию на мосту и сказал: «Прыгай, ты в свободном мире», – Щаранский прыгнул и в символическом прыжке из одного мира в другой едва не потерял брюки…
Мосты возводятся для того, чтобы соединять людей на разных берегах. Мост Глиникер, на котором будущий израильский министр едва не потерял тюремные брюки без пуговиц, стал одним из символов холодной войны. Казалось, что с объединением Германии и распадом СССР холодная война закончилась. К сожалению, этого не случилось. Во второе десятилетие ХХI века в Европе вновь нужно наводить мосты.