Ильхам Алиев был главным участником недавнего медиафорума в Шуше. фото с сайта www.president.az
Июль стал месяцем особой активности Азербайджана на международной арене. И здесь следует выделить два события. Одно – это прошедший 5–7 июля неформальный саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Второе – прошедший в той же Шуше 20–22 июля II Шушинский глобальный медиафорум.
И если медиафорум был призван скорее для позиционирования Азербайджана как площадки для обсуждения вопросов глобальных СМИ, то саммит ОТГ был своего рода демонстрацией того, что эта структура претендует на лидерство во многих не только кавказских и центральноазиатских, но и мировых повестках. И поэтому стоит повнимательнее присмотреться к произошедшему.
Как известно, ОТГ была создана в 2009 году в виде Тюркского совета. Ее первоначальными учредителями стали Турция, Азербайджан, Казахстан и Киргизия. Впоследствии в ней присоединился Узбекистан, а странами-наблюдателями стали Туркмения, Венгрия и Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). Последнее особенно интересно, так как ТРСК не признана никем, кроме Турции.
И хотя в саммите не участвовал турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, по его итогам была подписана Карабахская декларация. В ней была зафиксирована необходимость интенсификации сотрудничества стран ОТГ в таких вопросах, как политическая, экономическая, военная, оборонно-промышленная и иные сферы. Особое значение было придано проекту «Срединный коридор» (Транскаспийского международного транспортного маршрута), который должен соединить Европу, Турцию, Закавказье, Центральную Азию и Китай. Для реализации этого проекта предусматривается развитие портов, железных дорог, автомобильных трасс, логистических путей в упомянутых выше прикаспийских и центральноазиатских государствах.
В декларации приветствовалось создание проекта интеграции энергосистем Азербайджана, Казахстана и Узбекистана в так называемый Зеленый коридор. Кроме того, отдельное внимание было уделено цифровой (в том числе искусственному интеллекту) и климатической повестке в рамках ОТГ. Наконец, в ходе саммита Венгрия присоединилась к Тюркскому инвестиционному совету.
Если суммировать все вышесказанное, то в «мягком подбрюшье» России – кавказском и центральноазиатском – формируется блок государств, который имеет свою повестку и претендует на контроль над стратегически важным участком планеты. Более того, к этому блоку государств активно стремится Венгрия Виктора Орбана.
Оставим в стороне разного рода концепции (мифоисторические и не только) о родстве венгров и тюрок, о пантуранизме и т.д. Остановимся лишь на лежащей на поверхности прагматике.
Строительство новых логистических маршрутов в рамках ОТГ выгодно в первую очередь Турции, наращивающей свои позиции в качестве крупнейшего логистического узла Евразии. Конечно, все больше прибыли от транзита китайских товаров в Европу будут получать и члены ОТГ из Центральной Азии.
Кроме того, интеграция государств в рамках ОТГ и строительство Срединного коридора выгодно Евросоюзу и США – западные страны получат доступ к редкоземельным металлам центральноазиатских государств (особенно критически важный для современной экономики литий) и широкие возможности для ограничения влияния России в регионе.
Что же касается Венгрии, то Орбан явно пытается играть роль, выходящую за пределы Восточной Европы и Кавказа. Так, венгерское правительство ведет политику интеграции энергосистем Восточной Европы и Закавказья (в первую очередь Азербайджана и Грузии). Венгерский президент также не упускает возможности поучаствовать в посредничестве в украинском конфликте.
Что все это означает для России?
Формально отношения России с ядром ОТГ в лице Турции и Азербайджана и с Венгрией комплиментарны. Однако если внимательно присмотреться к такому важному проекту ОТГ, как «Срединный коридор», то совершенно очевидно, что этот проект предназначен только для одного – исключения России из числа стран-транзитеров и переключения на себя значительного товаропотока, ранее шедшего через Россию. Понятно, что санкционный режим, действующий в отношении РФ, способствует созданию такого рода схем.
Кроме того, внутри ОТГ все больше говорят о необходимости интеграции оборонных систем и структур безопасности. То есть ОТГ становится не только политическим и экономическим, но и военно-политическим блоком. В связи с этим возникает простейший вопрос: а не становится ли одновременное членство некоторых стран (например, Казахстана) в ОТГ и ОДКБ конфликтом интересов? К тому же военно-политический блок должен быть направлен против кого-то. И против кого будет направлен ОТГ – покажет время.
Есть и еще один интересный аспект деятельности ОТГ – культурная политика. В большинстве постсоветских стран – участниц ОТГ идет активная работа по созданию новых алфавитов, основанных на латинице, а не на кириллице. Таким образом, имеет место политика, направленная на создание культурной дистанции между Россией и государствами – участниками ОТГ.
Кстати, рано или поздно политическая, экономическая, военная и культурная интеграция в рамках ОТГ потребует идеологической надстройки. А таковой надстройкой может стать только общетюрский национализм. Понятно, что такая надстройка может быть крайней неустойчивой. И мы уже наблюдали трения между некоторыми тюркскими государствами (например, между Казахстаном и Узбекистаном). Однако занижать фактор идеологической консолидации на основе тюркского национализма нельзя.
И, наконец, внутри России проживают тюркские народы, имеющие свои автономные образования. Самые крупные из них – это Татарстан и Башкортостан. И в этих автономных образованиях очень внимательно смотрят на процессы в тюркском мире. По крайней мере это можно сказать о части интеллигенции этих республик, которую политкорректно называют национально ориентированной.
Вопрос: а не возникает ли у каких-то кругов в странах ОТГ или в российских тюркских автономиях тяготение к установлению прямых связей, минуя Москву? И как будет на это реагировать официальная российская власть? В этом смысле примечателен вышеупомянутый факт наличия у ТРСК статуса страны- наблюдателя в ОТГ. Хотя по всем нормам международного права – это часть Кипра.
Таким образом, мы имеем все шансы получить в лице ОТГ мощного международного игрока, чьи интересы, скажем так, не всегда будут совпадать с российскими интересами на Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке. А в ряде случаев – прямо противоречить позиции России. Поэтому недооценивать перспективы «пантюркистской» интеграции под крылом Эрдогана не стоит.