0
6780
Газета Я так вижу Интернет-версия

24.07.2024 12:31:00

Дорога с двусторонним движением

Почему интерес России и Китая к энергетическому сотрудничеству – взаимный

Валерий Андрианов

Об авторе: Валерий Валентинович Андрианов - доцент Финансового университета при Правительстве РФ


Фото из архива автора

Россия в последние годы совершает «разворот на Восток», расширяя и углубляя свое экономическое и политическое сотрудничество с партнерами из Азиатско-тихоокеанского региона. Нередко можно слышать резкую критику в адрес подобного курса. Мол, наша страна меняет свою зависимость от Запада на зависимость от «большого китайского брата». При этом под сомнение ставится и истинная заинтересованность Пекина в партнерстве с РФ, включая энергетическую сферу. Уже набили оскомину рассуждения о том, что «хитрые китайцы» не привыкли «складывать яйца в одну корзину» и поэтому, с одной стороны, делают ставку на диверсификацию источников поставок энергоресурсов, а с другой – умело сталкивают лбами действующих и потенциальных экспортеров «черного золота» и «голубого топлива», стремясь тем самым сбить цены и получить для себя максимально выгодные условия торговли.

Впрочем, этот миф о «восточном коварстве» опровергается самой динамикой развития российско-китайских отношений и изменением их содержания. Невооруженным глазом можно увидеть, что стороны активно переходят от «банального товарообмена» (который, кстати, тоже растет рекордными темпами) к поиску принципиально новых возможностей и платформ для сотрудничества, нередко далеко выходящих за рамки двустороннего формата. Причем инициатива тут исходит от обеих сторон. Наглядным подтверждением тому послужил VI Российско-Китайский энергетический бизнес-форум, который прошел 23 июля в Москве.

Что же могут предложить друг другу Китай и Россия в энергетической сфере? Эту тему всестороннее раскрыл в своем докладе на Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме ответственный секретарь Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, глава «Роснефти» Игорь Сечин.

По его словам, Китай уже свыше десяти лет является крупнейшим торговым партнером России, при этом Россия в прошлом году вышла на четвертое место среди стран-основных внешнеторговых партнеров Китая. Сотрудничество в энергетике, отметил Игорь Иванович, предопределено географическим положением наших стран и их местом на энергетической карте мира - ведь Россия производит 11% мирового объема жидких углеводородов, а на Китай приходится 16% их мирового потребления.

Безопасность поставок российской нефти и других энергоносителей в КНР особенно важна в контексте событий, происходящих сейчас на Ближнем Востоке. «Значительная часть российской нефти поступает по нефтепроводу ВСТО, который в текущей ситуации является более надежным каналом транспортировки по сравнению с танкерными перевозками через Ормузский пролив или Суэцкий канал, ввиду растущей геополитической нестабильности этих регионов», – подчеркнул Сечин.

По его словам, за последние два с половиной года Россия существенно увеличила нефтяной экспорт в Китай, что позволило ей стать главным поставщиком нефти в эту страну, опередив Саудовскую Аравию и ряд других стран. Только за первое полугодие этого года нефтяные поставки России в Китай выросли на 5% и превысили 55 млн т. «В свою очередь, Китай является крупнейшим покупателем российской нефти. По нашей оценке, с января 2022 года по июнь 2024 года экономический эффект для Китая от импорта российской нефти по сравнению с закупками от ближневосточных поставщиков составляет от 14 до 18 миллиардов долларов», - рассказал Сечин.

По его словам, сегодня рассматриваются различные варианты увеличения поставок российской нефти в Китай, в том числе и по Северному морскому пути.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что Россия сегодня выступает гарантом энергобезопасности своего восточного соседа.

Но не только это служит драйвером партнерства в энергетической сфере. Дело в том, что Китай за последние несколько лет превратился из импортера в экспортера капитала. Так, в прошлом году анонсированные властями КНР прямые инвестиции в новые проекты за рубежом превысили $160 млрд! Учитывая высокий уровень политических взаимоотношений Москвы и Пекина было бы логично предположить, что существенная часть этих инвестиций будет направлена в экономику «северного соседа», где их ждут.

Среди направлений инвестирования китайских компаний не последнее место занимает энергетика, тем более что в качестве одного из столпов своей энергобезопасности Поднебесная видит реализацию совместных добычных проектов за рубежом. Но есть ли в мире достаточное количество таких проектов?

Пресловутая зеленая политика, проводимая коллективным Западом, практически ввела «запретительный режим» для инвестиций в традиционную энергетику, в первую очередь в сектор upstream (разведка и разработка запасов углеводородного сырья). И под влияние этой тенденции попадает все более широкий круг государств. Но есть и исключения.

«Россия – одна из немногих стран, которая последовательно вкладывается в развитие традиционной энергетики», – напоминает Игорь Сечин. Как следствие, именно в нашей стране китайские вложения в нефтегаз и смежные отрасли были бы наиболее эффективны и безопасны, а также могли бы создать существенный синергетический эффект. «Надеемся на увеличение прямых инвестиций Китая в энергетический сектор России, который характеризуется высокой инвестиционной доходностью для инвесторов и отсутствием риска возврата средств на собственный капитал», – резюмирует глава «Роснефти».

На каких же именно направлениях китайские инвестиции были бы наиболее перспективны и востребованы? Речь может идти о всей цепочке создания добавленной стоимости в энергетике и смежных сферах, включая совместную разработку передовых технологий и поставки качественного промышленного оборудования. Но в первую очередь, сферой приложения усилий обеих сторон должно стать освоение ресурсов Арктики, где сейчас активно возрождается и развивается Северный морской путь. Уже на практике доказано – это кратчайший маршрут доставки российских энергоресурсов в Азию (и, добавим – китайских товаров в Европу). Для работы СМП нужны танкеры высокого ледового класса, который можно создавать совместно с китайскими судостроителями и поставщиками комплектующих.

Надо отметить, что предложения главы «Роснефти» имеют под собой хорошо проработанную теоретическую и практическую базу. Несколько лет назад был разработан Атлас инвестиций российско-китайского энергетического сотрудничества, который был актуализирован в преддверии нынешнего форума. Этот Атлас, по словам Сечина, «дает глубокое представление об особенностях работы ТЭК России и Китая и является комплексным практическим руководством по реализации совместных проектов».

И еще раз необходимо подчеркнуть, что интерес к такому сотрудничеству – взаимен. Как отмечают сами китайские эксперты, для инвесторов из Поднебесной важны стабильная политическая ситуация и благоприятный налоговый режим – и оба эти условия в России соблюдаются. Поэтому неудивительно, что сегодня китайские компании приходят в те отрасли российской экономики, где еще недавно преобладали западные технологии. И одной их таких сфер, конечно же, будет топливно-энергетический комплекс.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1375
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1563
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1668
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3939

Другие новости