0
6111
Газета Я так вижу Печатная версия

17.07.2024 18:29:00

Нужно ли учить репетиторов учить

Зачастую подросток сражается против всех, чтобы обрести личную свободу от уроков

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, преподаватель математики.

Тэги: гаджеты, низкий уровень развития детей, школьная программа, репетиторы


гаджеты, низкий уровень развития детей, школьная программа, репетиторы Неидеальная школьная программа предполагает отторжение учеником предлагаемых знаний. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Массовые жалобы учителей на явно низкий уровень общего развития современных детей объясняется не генами, а гаджетами, к которым ребенок приучается с самых ранних лет. Это переносится и на школьные годы. Зачем учить таблицу умножения, если есть калькулятор в телефоне? Зачем учить правописание, когда телефон исправит все ошибки? Зачем заучивать даты и географические названия, когда можно просто погуглить? Ребенок идет по легкому пути и постепенно становится «функциональным грамотеем».

Современные уроки заточены на заучивание и повторение. Размышлизмы, построение логических цепочек, чтение и анализ длинных текстов (лонгридов, как сегодня принято говорить) не в моде. Заурядные контрольные работы в виде тестов (да и ОГЭ-ЕГЭ отчасти) нацелены на простые ответы, которые можно заучить или даже угадать.

«За всю Одессу» не скажу, но по математике много тем, которые не только в жизни, но и в вузе не пригодятся. Зато с логикой – беда. В ступор ставит некоторых учеников, когда спрашиваешь: если в урне три красных и два желтых шара, то какова вероятность вынуть синий шар? Ну, не могут сообразить, не доезжают – опять же, как принято говорить сегодня. Так как в онлайн-тесте ответ есть всегда. Отсюда расхожее клише – не понимаю.

Зачастую школьная программа предполагает отторжение учеником предлагаемых знаний. Не хочет ученик учить дату Куликовской битвы и исследовать страдания Евгения Онегина. Ему интереснее знания посовременнее. И идет сопротивление, помноженное на переходный возраст, когда играют гормоны и обостряются чувства.

Лучшая с позиции ребенка стратегия сопротивления – это как раз «я не понял». В переводе на онлайн-репетиторский – «я не слышу», «я не вижу», «инет плохой» и т.д. Ребенок обвиняет в своих проблемах с учебой кого угодно, но только не себя. В школе виноват учитель. На курсах виноват преподаватель. При домашнем обучении виноват репетитор.

А хлопочущие, добрые яжемамы детям верят. И пишут жалобу на учителя, забирают чадо с курсов, выгоняют репетитора, переводят деточку в другую школу. А там все то же, потому что деточка учиться не хочет. Ученик сражается против всех для того, чтобы обрести личную свободу от уроков.

Приведу пример из своей практики. 6-й класс. Ученик сидит в телефоне и не отдает его. Так его научили дома. Он собственник. При этом не знает даже таблицы умножения. Родители не едут в школу, но угрожают писать во все инстанции, что сыночка обижают. Как вариант привлечь родителей ставлю «2» в четверти (заслуженно). Тогда папа и мама летят в школу. Провожу оценку знаний их чада прямо при них. Объясняю, что с такими знаниями в 7-м классе делать будет нечего. Вроде понимают. В результате домашних занятий парень с двойки переезжает на четверку. Но так бывает далеко не всегда.

Сейчас создалась ситуация, когда людей нанимают частным образом. Водителей. Служанок. И репетиторов тоже. Некоторые родители не видят разницы между репетитором и уборщицей. А она есть. Репетитор, если не шарлатан, – специалист с образованием и опытом работы. Как врач в частной клинике. Но мало кому хочется учить врачей лечить, хотя, конечно, и такое случается. А вот учить репетиторов учить – это сплошь и рядом. И претензии нелепые предъявлять тоже научились.

Иногда от репетиторов ждут чуда. Вот пример. Средний ученик в обычном классе. Хотят на ЕГЭ за год 90+. Но я же репетитор. Не волшебник. Даю отказ. И сразу обиды и угрозы. Мы на вас плохой отзыв напишем. Куда? В Спортлото? Занятия не начались. Оплаты не было. И вы, мамаша, для меня еще не клиент. Точнее, уже не клиент.

Подведем итог. Всего три главных вывода.

1. Телефоны и другие гаджеты никуда не денутся. Легкость получения информации не будет развивать детей. Нужны другие методы.

2. Школа – весьма неповоротливая система. Надеяться, что в обычных школах произойдет переход от классно-урочного образования к новым креативным методам, по крайней мере наивно.

3. Альтернативный путь развития ребенка – самообразование. С родителем, с репетитором, как-то иначе.

Вопреки расхожему мнению о том, что исключительно гены определяют интеллект и развитие личности, я полагаю, что при любых начальных условиях личность может развиться. При желании, конечно (примеры – те же Ломоносов, Горький и т.д.).



Читайте также


Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Наталья Савицкая

Физиологи предупреждают, что интернет-зависимость наступает незаметно

0
7625
Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
8011
Гаджеты "Хезболлы" взорвали обстановку на Ближнем Востоке...

Гаджеты "Хезболлы" взорвали обстановку на Ближнем Востоке...

Геннадий Петров

Объявлен новый состав Еврокомиссии

0
6561
Госавтоинспекторы и пожарные призывают москвичей напомнить детям правила безопасности

Госавтоинспекторы и пожарные призывают москвичей напомнить детям правила безопасности

Елена Крапчатова

В столице отмечен резкий рост количества ДТП с участием несовершеннолетних

0
5364

Другие новости