0
6523
Газета Я так вижу Печатная версия

10.07.2024 19:44:00

Бикфордов шнур Волынской резни до сих пор тянется в Варшаву

Почему замалчивание исторической правды стало в Польше привычным делом

Валерий Мастеров

Об авторе: Валерий Петрович Мастеров – журналист-международник.

Тэги: зеленский, соглашение, безопасность, польша, туск, историческая правда, волынская резня, бандеровцы, украинские националисты


зеленский, соглашение, безопасность, польша, туск, историческая правда, волынская резня, бандеровцы, украинские националисты На фото встреча Анджея Дуды и Владимира Зеленского на мероприятиях, посвященных 80-й годовщине Волынской резни. Фото Reuters

Состоявшийся в начале недели визит Владимира Зеленского в Варшаву и подписанное им с премьером Польши Дональдом Туском соглашение о гарантиях безопасности (см. «НГ» от 08.07.24) директор Центра стратегического анализа Витольд Юраш назвал в прямом видеоэфире Onet Rano дипломатическим театром. Он может так говорить. Потомственный дипломат, сам побывавший на высоких должностях в польских посольствах в Москве и Минске, Юраш констатирует, что в этом соглашении ничего нет. Много деклараций и везде написано, что предстоят консультации. «На языке дипломатии это значит столько, сколько ничего. Мы оказываем дипломатическую поддержку, которая тоже ничего не изменит, потому что мы все понимаем, что саммит НАТО не закончится приглашением Украины в альянс. То, что Польша поддерживает Украину, не меняет того факта, что она очень жестко играет с Польшей», – замечает публицист. И делает самый болезненный для поляков вывод: «За это мы не получили даже минимальных жестов по «делу Волыни».

Показательно, что на польско-украинских встречах высокого уровня (а Зеленского принимал еще президент Анджей Дуда) сумели не вспомнить наиболее отягощающую отношения между двумя странами – Волынскую резню. Тем более в канун очередной скорбной годовщины пика трагедии, выпадающей на 11 июля – дату, которая после утверждения Сеймом 22 июля 2016 года объявлена Днем памяти жертв геноцида граждан Польши, совершенного украинскими националистами.

Карательные операции бандеровских формирований ОУН-УПА (Организация украинских националистов и ее вооруженное ответвление – Украинская повстанческая армия – запрещены в РФ) по уничтожению польского населения на Волыни и в Восточной Галиции начались в феврале 1943 года и продолжались более двух лет. Исследователи называют около 2 тыс. подвергшихся трагедии населенных пунктов. Кульминацией же Волынской трагедии считается «кровавое воскресенье» 11 июля 1943 года, когда при нападении на 99 поселений были совершены самые масштабные преступления. Боевики жестоко расправлялись с женщинами, детьми, стариками. В руках убийц было не только огнестрельное оружие, но и ножи, вилы, топоры, серпы, косы… По данным Российского военно-исторического общества, приведенным в хронике и документах «Черная книга. Зверства бандеровцев», указывается, что в ходе резни украинскими националистами убиты до 150 тыс. поляков.

Долгие послевоенные годы подробности этнической чистки в Украине во время Великой Отечественной войны хранились в закрытых фондах. Трения, тем более исторические, в «социалистической семье братских народов» не допускались. Чего стоит биография польского космонавта Мирослава Гермашевского, совершившего в 1978 году полет в космос вместе с Петром Климуком на корабле «Союз-30». Даже когда он был уже Героем Советского Союза и зампредседателем Главного правления Общества польско-советской дружбы, в его биографии существовал, как считалось, «противоречивый фрагмент», о котором не принято было распространяться. Мирослав родился 15 сентября 1941 года в деревне Липники на Волыни, где ребенком ему пришлось пережить истребление польского населения украинскими националистами. Полуторагодовалый мальчик потерял мать, от рук бандеровцев погибли отец и дед, а всего во время Волынской резни погибли 19 членов семьи будущего космонавта.

Еще недавно темы Волынской резни, как и операции «Висла», связанной с насильственным выселением украинцев с юго-востока Польши в 1947 году, находились на повестке руководителей Польши и Украины. Однако с началом проведения СВО в Украине официальная Варшава стала приглушать память о Волынской резне. Из новой истории Польши стали вымарываться места, свидетельствующие о мученичестве поляков от рук бандеровцев.

Это ни в коей мере не стирает память среди новых поколений поляков. Возмущенные героизацией бандеровцев в Украине и замалчиванием польских властей ради поддержки соседей в противостоянии с Россией, они выходят на антиукраинские и антиправительственные митинги не только во время годовщин в июле, но и по ходу забастовок фермеров. Это сказывается и на негативном отношении к укоренившимся в Польше украинским гастарбайтерам, которых, по официальным данным, насчитывается более миллиона, а теперь еще и к почти такому же количеству беженцев.

На этом фоне представителям польской власти трудно уходить от неудобных вопросов. Красноречиво об этом свидетельствует инцидент с послом Польши в России Кшиштофом Краевским, который в июне приехал инкогнито в сопровождении внушительной охраны в Екатеринбург. Решив отобедать в одном из ресторанов и только взявшись за изучение меню, дипломат был атакован посетителями вопросом на польском языке: «Скажите, сколько поляков вернулось в Польшу из Украины в гробах и зачем вы вообще отправляете их на фронт? Почему вы забыли о Волыни?» Послу пришлось эвакуироваться несолоно хлебавши.

Или взять Мирную конференцию по Украине в Швейцарии, когда на совместном фотографировании премьер Канады Джастин Трюдо при виде Зеленского выкрикнул бандеровский лозунг. Камера выхватила сжатые губы Дуды…

В преддверии годовщины Business insider своеобразно напомнил о волынской проблеме, приведя объявление из соцсетей: «Получивший образование в Польше и США, то есть я, ищу постоянную работу, позволяющую платить арендную плату. С уважением, Лукаш Ясина». Кто такой? Тот самый – лицо польской дипломатии недавней партии власти «Закон и справедливость», экс-пресс-секретарь бывшего министра иностранных дел Збигнева Рау. Год назад он позволил себе вольность, отвечая Магдалене Ригамонти в интервью порталу Onet, должен ли президент Украины извиниться перед Польшей за Волынь. «Этого не сделало украинское государство, но президент Зеленский должен взять на себя все же большую ответственность» – таким был ответ Ясины.

Он тут же вызвал недовольство украинского посла в Варшаве Василия Зварыча, который в специальном заявлении написал, что «любые попытки заставить президента Украины или Украину делать то, что мы должны в связи с нашим общим прошлым, недопустимы и досадны».

В руководстве польского МИД не стали обращать внимание на то, что Ясина вырос среди людей, которые бежали от волынской резни, а прислушались к мнению украинского дипломата и сначала временно отстранили пресс-секретаря от работы, а потом уволили.

Пример Ясины – другим наука.


Читайте также


Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
2528
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
2093
Украинцы игнорируют Украинский легион в Польше

Украинцы игнорируют Украинский легион в Польше

Наталья Приходко

Варшава призвала ЕС заставить беженцев-призывников вернуться в Незалежную

0
4261
Польша и Румыния готовятся уничтожать ракеты России над Украиной

Польша и Румыния готовятся уничтожать ракеты России над Украиной

Владимир Мухин

Активность НАТО на восточных рубежах альянса похожа на попытки замаскировать переброску F-16 для ВСУ

0
3510

Другие новости