Никол Пашинян радикально меняет курс страны. Фото с сайта www.primeminister.am
Неспособность людей перенимать опыт от других напрямую – широко известный факт. Похоже, что схожая ситуация и на государственном уровне, особенно на Южном Кавказе. Страны Закавказья очень часто говорят о братских отношениях, но по факту довольно-таки мало знают друг о друге. И это наглядно видно по политическим процессам в Ереване.
Поражение в карабахской войне нанесло сильный удар по армянской гордости и самоуверенности. Желание найти виновных привело к классическому примеру так называемого проецирования. По сути, в большинстве «смертных грехов» обвинили Москву, хотя уже давно было понятно, что Баку готовился к наступательным действиям, пока Ереван усердно праздновал давно достигнутую и позабытую победу 90-х.
Армения все эти годы была в плену синдрома победителя, не осознавая изменений в расстановке сил как на локальном, так и на глобальном уровне. Страна застряла в прошлых достижениях. Сейчас многие западные аналитики и ученые потирают руки и радуются так называемому повороту на Запад и медленному отказу правительства Никола Пашиняна от стратегического партнерства с Москвой. Это особенно важно на фоне ухудшения позиций США и ЕС в Африке и на Ближнем Востоке. Однако, если посмотреть на попытки Еревана заменить Россию конкурентами, не совсем понятно, как эта формула будет работать не только с точки зрения пропаганды, но и чисто геополитики и экономики. Здесь можно опираться на многолетний опыт братской Грузии, которая была вынуждена трансформироваться из радикально прозападной в радикально прагматичную.
После революции роз грузинская политическая элита решила закрыть глаза на прагматику в угоду идеологическим симпатиям. Система балансирования, действовавшая в стране, перестроилась в радикально прозападную. Страна пыталась всеми возможными путями максимально дистанцироваться не только от России, но и всего постсоветского пространства. Связи были обрублены, и весь аппарат работал на скорейшую интеграцию страны в НАТО и ЕС.
«Я грузин, следовательно, я европеец» – это утверждение чуть ли не превратилось в государственный слоган. Однако ожидания не оправдались. Геополитика и экономика не только пересилили идеологию, но и доказали, что факты всегда одолеют грезы.
Страны Запада активно поддерживали страну грантами и кредитами, но экономику все равно надо было строить, и здесь оказалось, что стратегические партнеры не готовы вкладываться в бизнес, только исходя из идеологии и мировоззрения. Вместо обещанных финансовых потоков из Германии, США и Франции страна получила доминирование турецкого капитала, а абсолютными чемпионами в туристическом потоке оказались граждане постсоветских стран, особенно Российской Федерации. Более того, несмотря на заверения президента США Джорджа Буша – младшего, Москва все равно пересекла красные линии и нанесла тяжелое поражение Тбилиси, доказав, что у Запада никакого реального военного влияния в регионе нет. Запад может быть лишь идеологической симпатией, которая на начальном этапе может значительным образом инвестировать в реформы, подстегнув к модернизму, но строить страну лишь на прозападнических настроениях и ориентации на Южном Кавказе оказалось невозможным.
Никол Пашинян и его политические партнеры должны хорошо выучить грузинский урок, поскольку активно на него же и опираются. Запад не сможет заменить Россию, поскольку его влияние сильно ограничено из-за географического расположения, с одной стороны, и доминирования Анкары и Москвы – с другой. Можно диверсифицировать внешнюю и внутреннюю политику, внедряя западные и не только институты, но нужно помнить о красных линиях северного соседа, который готов защищать свои национальные интересы. Ни Париж, ни Вашингтон не смогут защитить интересы Еревана, если Анкара и Баку решат продвигать ту или иную политику, но вот Москва, возможно, сможет. Поэтому еще и на фоне кризиса между западными кураторами Грузии и Тбилиси пытаться сейчас делать геополитический или другой разворот небезопасно – это может лишь привести к дополнительной неопределенности. Армении надо выучить главный урок на примере южнокавказского соседа – прозападные настроения и продвижение демократии априори не противоречат базовым принципам прагматизма, геополитики и экономики. Это то, что сейчас Грузия осознала и очень болезненно переосмысливает в отношениях с Западом.
Во вторник посол Евросоюза в Тбилиси Павел Герчинский заявил, что на данный момент процесс интеграции Грузии в ЕС приостановлен.