Ереван и Париж подписали контракт на поставку французских самоходных артиллерийских установок CAESAR («Цезарь») – гаубиц калибром 155 мм, способных поражать цели на расстоянии свыше 40 км. По словам министра обороны Франции Себастьяна Лекорню, таким образом Пятая республика продолжила укрепление оборонных отношений с Арменией. Сделка вызвала болезненную реакцию России и Азербайджана.
В Москве заявили, что Париж пытается спровоцировать очередной виток эскалации на Южном Кавказе, используя для этого разногласия между Ереваном и Баку. При этом правительство Франции работает не только в собственных интересах, но и выступает в роли «проводника идеологии НАТО», считают власти РФ.
Позиция Азербайджана близка к российской. В Минбороны республики подчеркнули, что ответственность за обострение ситуации в регионе и создание нового очага войны полностью ляжет на руководство Армении, «имеющей опыт совершения кровавой военной агрессии», и диктатуру президента Франции Эмманюэля Макрона. «Тот факт, что Франция поставляет в Армению летальные и наступательные артиллерийские средства и другие виды вооружения, несмотря на предупреждения азербайджанской стороны, является еще одним доказательством провокационной деятельности Франции», - заявили в ведомстве.
Завотделом по вопросам внешней политики администрации президента Азербайджана Хикмет Гаджиев был более сдержан. «Мы не считаем эффективной политику Франции на Южном Кавказе. Она не способствует продвижению мирной повестки… В условиях, когда между Азербайджаном и Арменией идет процесс нормализации, проводимая Францией политика милитаризации, представляет серьезную угрозу», - сказал он.
В МИД Армении тоже не стали отмалчиваться. «Реакция официального Баку на военно-техническое сотрудничество между Арменией и Францией вызывает недоумение. Иметь боеспособную армию, вооруженную современной техникой, является суверенным правом любой страны», - подчеркнули в министерстве.
При этом в ведомстве отметили, что Ереван признает территориальную целостность Азербайджана в рамках границ советской республики, как это было закреплено в Алма-Атинской декларации 1991 года. В том числе, на основе этого документа и советских карт Армения добровольно передала соседней стране часть контролируемых ею территорий в Тавушской области. Вместе с тем, в МИД республики призвали Баку «положить конец оккупации жизненно важных территорий более 30 сел Армении».
«Практика Азербайджана прогнозировать региональную эскалацию при каждом удобном случае заставляет задуматься и подтверждает анализ экспертов ряда аналитических центров о том, что Азербайджан сделает все, чтобы сорвать процесс заключения мирного соглашения с Арменией с целью развернуть новую агрессию против Армении по окончании саммита COP29, который состоится в Баку в ноябре 2024 года», - заявили в ведомстве.
МИД Азербайджана парировал напоминанием о 30 годах «оккупации» азербайджанской земли. «Возмутительно, что Армения, не признающая никаких границ, представляет военные позиции, на которых разместились азербайджанские солдаты, как территории принадлежащих Армении сел, несмотря на отсутствие делимитации, и обвиняет Азербайджан в оккупации», - возмутились в Баку.
Также там призвали Ереван переписать Конституцию и другие законы, которые ссылаются на Декларацию независимости республики, призывающую к объединению республики с Нагорным Карабахом. «Логика МИД Армении о том, что эту проблему можно игнорировать, указывает на то, что эта страна не заинтересована в устойчивом мире и пытается лишь сохранить эту ситуацию как запасной вариант для повторного начала агрессии против Азербайджана в будущем… Мы еще раз подчеркиваем, что коварная политика Армении по созданию новой напряженности в регионе и препятствованию миру и стабильности не принесет никаких результатов», - заключили в МИД Азербайджана.
Докторант Карлова университета, политолог Бахруз Самадов пояснил «НГ», что на данном этапе армянское оружие не может каким-то образом серьезно угрожать Азербайджану, но Баку недоволен ростом военного потенциала Еревана. «Нет никаких доказательств того, что Азербайджан готовится к войне с Арменией. Тем не менее, в Баку утвердилось мнение, что Ереван представляет угрозу. В связи с этим азербайджанские власти трактуют закупки оружия не как укрепление Арменией собственной обороны, а как подготовку к нападению», - подчеркнул эксперт.
С такой оценкой согласен руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян. «С точки зрения азербайджанской стороны, у армян не должно быть даже теоретической возможности в отдаленной перспективе каким-то образом угрожать соседям. Вместе с тем, Армения не находится под санкциями и покупает оружие в полном соответствии с международным правом», - сказал Халатян.
«Армения и Азербайджан посылают друг другу противоречивые сигналы. С одной стороны, они заявляют о серьезном прогрессе в переговорах и взаимопонимании, а с другой, обвиняют друг друга в подготовке военной агрессии», - отметил главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов.
По его словам, такая ситуация может быть выгодна Азербайджану. Скандалы затягивают переговорный процесс, в ходе которого позиции Армении становятся все слабее. Таким образом попытка Еревана поправить свое положение за счет помощи Франции, только усугубляет ситуацию, считает Крылов.
В свою очередь завсектором Центральной Азии ИМЭМО РАН, политолог Станислав Притчин объясняет противоречие сохранившейся инерцией армяно-азербайджанского конфликта. «При всех внешних предпосылках и наличии политической воли все равно есть силы, которые не заинтересованы в заключении мира. К тому же в Армении и Азербайджане еще не начали работу по очеловечиванию образов друг друга. В связи с этим любые закупки оружия или проведение военных учений рассматриваются через призму отношений между двумя противниками», - объяснил Притчин.