0
9873
Газета Я так вижу Печатная версия

04.06.2024 18:34:00

Премьеры, церемонии и судебные заседания опять в одной повестке

Окончательные итоги театрального сезона 2023/24 еще могут удивить

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – заместитель заведующего отделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: москва, театральный сезон, итоги, обзор


москва, театральный сезон, итоги, обзор Сцена из спектакля «Деревянные кони» в Театре на Таганке. Фото агентства «Москва»

Театральный сезон в Москве совсем не собирается заканчиваться, парадоксально, но за последние годы он перестал ощутимо останавливаться на летнюю паузу. Но сказать, что сезон выдался плодотворным, можно, увы, только по количеству новых спектаклей – зачастую не по их качеству. Да и в истории этот сезон останется куда более грустными вехами.

Ушли из жизни выдающиеся люди театра. В МХТ им. Чехова простились с историком и исследователем театра, и в частности деятельности Станиславского и Немировича-Данченко, Инной Соловьевой, она прожила без малого век и заложила фундамент научного изучения феномена Художественного театра.

Театр Вахтангова в день рождения Римаса Туминаса готовился провести вечер памяти режиссера из отрывков его постановок, но мероприятие было отменено по заявлению, оформленному в виде письма от лица «возмущенной общественности». То есть траур и скорбь театру, которому Туминас отдал лучшие годы жизни, в мартовский день его кончины выразить дали, но дальше «рекомендуют» забыть. Обвинения в русофобстве человеку, заново в ХХI веке открывшему русскую классику театральной сцене, не ослабевают.

Театр Сатиры простился со своим художественным руководителем, кумиром нескольких поколений Александром Ширвиндтом. Спустя несколько дней после его ухода из жизни разразился скандал в связи с тем, что Александра Олешко, партнера народного артиста в их последнем спектакле «Где мы?», предложившего посвятить последний показ памяти Ширвиндта воспоминаниям о нем, не поддержало руководство театра. Впрочем, после пожара купола на фоне реконструкции театра к Сергею Газарову, теперь единоличному управленцу Сатиры, в преддверии столетия театра вопросы и так только нарастают.

На фоне уходящего старшего поколения театральных деятелей, эмигрировавшего среднего поколения (Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов и др. активно работают сегодня в театрах Европы) столичный театр держится на молодом поколении режиссуры – и пока его успех переменен, публике подчас еще стоит набраться терпения, чтобы дебютанты набили творческие «шишки». Но радостно, что чуть более опытные режиссеры уже получают возможность возглавить труппы – и едут из Москвы в регионы (Антон Федоров стал главрежем новосибирского «Старого дома», Мурат Абулкатинов – Красноярского ТЮЗа).

Два ключевых сюжета сезона грозят разрешиться этим летом. В эти дни проходит суд по так называемому второму театральному делу. Режиссер Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук (внесены в список террористов и экстремистов) в связи с постановкой спектакля «Финист Ясный сокол», посвященного виртуальной вербовке россиянок в Сирию, обвиняются в оправдании терроризма. Спустя год пребывания в СИЗО фигуранты наконец участвуют в рассмотрении дела по существу. На судебных заседаниях зачитывают стенограммы видеозаписей спектакля и читки пьесы, сопоставляют пьесу с фольклорной сказкой; примечательно, что многие свидетели обвинения в суд не явились.

Церемония вручения театральной премии «Золотая маска» сезона 2022/23 года назначена на 24 июня. Номинанты были отобраны еще до смены дирекции премии, а вот жюри, которое должно назвать лауреатов, было сформировано обновленным руководством. Таким образом, окончательно станет ясна новая политика национальной премии. Напомним, что и «Финист Ясный сокол» ранее получил эту высшую премию страны.

И все-таки о хороших и, возможно, недостаточно замеченных спектаклях сезона. Главной премьерой сезона стали для Театра на Таганке «Деревянные кони» (режиссер Светлана Землякова) – это очередной оммаж любимовской Таганке, что снова, как выбранный вектор репертуара, подтвердило свою состоятельность. Пока череда премьер на трех сценах под руководством Ирины Апексимовой малоразличима, «выстреливают» только такие парафразы. Одно то, что спектакль является прямым продолжением династийности, вызывает интерес (сценограф – Александр Боровский, костюмы – Мария Боровская, сын и внучка великого театрального художника Давида Боровского). Безусловно, проза Федора Абрамова сегодня звучит диаметрально противоположно: если в 70-е годы это была «народная трагедия», нон-фикшен, за что театр столкнулся со свирепствующей цензурой, худсоветом из чиновников предъявлялся «перекос» в очернении деревни, то теперь это ностальгическая, скрупулезно воссозданная картина исчезнувшего мира. Трагикомическое настроение не мешает обозначить серьезный ультрасовременный взгляд на «архаику»: исторический быт лишь «декорации» для разговора об угнетении женщины в патриархальном обществе и в то же время попытка зафиксировать, как мораль города отрывается и забывает нравственные устои предков. В спектакле на ведущих ролях актрисы губенковской части труппы, которые впервые за долгое время получили большие новые роли (Елена Оболенская, Мария Рябкова), и это удивительные по полноте образов и сценической правде работы.

И раз уж поворот на Восток для России все значительней, хочется отметить удачную попытку скрестить русский театр и китайскую культуру (их пока немного). В театре Et Cetera играют «Чайную» по пьесе китайского классика, драматурга Лао Шэ. Тут соединен не только психологический реализм с восточным колоритом, но и взяты подлинные театральные традиции Поднебесной, когда жест, визуальный символ и мелодика не менее важны, чем слово, а сдержанная манера актерского существования «замедляет» русскую эмоциональность, давая простор для новых средств выразительности. И все-таки секрет столь глубокой интеграции не случаен, а таится в пройденной режиссером, выпускницей ГИТИСа Ичэнь Лю школе русского театра. Действие происходит в китайской провинции, в чайной, ее владелец (Ван Лифа – обаятельная роль Артема Блинова) становится свидетелем переломных исторических событий в Китае в первой половине ХХ века, века революций и войн. Маленький человек на фоне кровавой политической истории – эта тема понятна каждой нации. 


Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1883
В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
2225
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
4355
Александра Горячкина выиграла второй этап женского Гран-при ФИДЕ

Александра Горячкина выиграла второй этап женского Гран-при ФИДЕ

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Сенсационную победу в индийском Ченнаи одержал Читамбарам Аравинд

0
2909

Другие новости