В принципе шпаргалки можно сделать. Если это успокаивает. Но вот пользоваться ими – лучше не надо. Фото агентства «Москва»
До выпускных экзаменов в школах остаются считаные недели. Градус напряжения в обществе повышается. На первый план выходят уже не сами знания, а умение их правильно подать на едином государственном экзамене.
Мои «апрельские тезисы» не несут в себе ничего гениального. Просто обобщил многолетний опыт подготовки школьников к ЕГЭ. А также чужие истории сдачи и ситуации, возникающие на экзамене. Итак, чтобы не было потом мучительно больно…
Первое. К экзамену нужно материально подготовиться.
В том смысле, что не забыть взять с собой все необходимое. Не забыть паспорт (а ведь забывают). Не опоздать! Взять не одну, а две черные гелевые ручки (вдруг одна не будет писать, «потечет», сломается). Взять носовой платок и даже туалетную бумагу. Зачем? А чужая школа без добрых «училок». Никто бегать вам за ручками и платками не будет. Неплохо также взять свою воду. Даже если ее отберут, это не беда.
Второе. К экзамену нужно подготовиться морально.
Не волноваться вряд ли получится. Но волнение можно уменьшить. В день перед экзаменом не надо ничего решать. Тем, кто готов хорошо, решение «лишнего» варианта знаний не добавит. Тем, кто готов плохо, тем более бессмысленно «прыгать в уходящий поезд». Лучше совершить прогулку, заняться физкультурой. Обязательно постараться хорошо выспаться.
Психологически можно настроить себя так: экзамен нужно сдавать в любом случае, поэтому я сделаю, что смогу. И это будет мой реальный результат. Тем более что есть второй шанс.
Третье. Ответственно подойти к формальным аспектам сдачи ЕГЭ. О чем речь?
Поколение, выбирающее смартфоны, имеет неважный почерк. Поэтому писать надо по возможности разборчиво, чтобы эксперты ЕГЭ могли прочесть написанное правильно. Что касается тестовой части экзамена, то нужно правильно заполнять клетки. Не допускать каких-то лишних знаков. Не писать так, что цифру «1» можно перепутать с цифрой «7». Перед ответом ставить номер задания. Там, где необходимо, писать слово «ответ». По каждому предмету своя специфика оформления ответов. И эту специфику неплохо бы изучить до экзамена.
Четвертое. Не стесняться подробно излагать свои мысли при обосновании ответов. Не возьмусь давать советы для всех предметов, но вот для профильной математики есть несколько полезных рекомендаций.
В заданиях 13 (уравнение), 15 (неравенство), 18 (параметр) лучше сразу определить область допустимых значений (ОДЗ). Это касается в первую очередь логарифмов, корней и дробей. Если этого не сделать, то потом можно забыть. И в результате потеря первичного балла. А то и двух.
В заданиях по геометрии (14 и 17) можно ссылаться на известные теоремы. Если же вы забыли название теоремы, то можно либо доказать самим, либо записать другими словами (например, как свойство). Чертежи желательно выполнять так, чтобы они отражали специфику задания. Равнобедренный треугольник должен быть реально равнобедренным, а прямоугольный – прямоугольным. Как известно, хороший чертеж – это половина успеха. В задании 14 неплохо выносить нужные плоскости в отдельные чертежи: так лучше видно.
В задании 16 (экономика) можно решать по формулам, а можно с помощью таблиц. В обоих случаях нужно не забывать про логику рассуждений. Кроме того, необходимо не ошибиться в арифметике: расчетов в этом задании обычно много.
Наконец в задании 19 (на числа) рекомендую давать максимально подробное решение. Кроме части задания, где достаточно привести числовой пример.
Полагаю, что подобная специфика есть и в других предметах. И ее неплохо бы изучить ДО экзамена. А не ПОСЛЕ.
Пятое. Оставить надежду на шпаргалки.
В принципе шпаргалки можно сделать. Если это успокаивает. Но вот пользоваться ими я бы не советовал. Слишком велика цена провала ЕГЭ. Про телефоны вообще промолчу. Хотя такие «упорные» ученики еще встречаются, но их с каждым годом все меньше и меньше.
Итак, я изложил свои скромные мысли по сдаче ЕГЭ. Возможно, что кому-то все это известно. А кому-то будет реально полезно. Все ученики разные.