0
8056
Газета Я так вижу Интернет-версия

08.04.2024 19:43:00

«Макаронное дело» может вызвать эффект домино

Игорь Скурлатов

Об авторе: Игорь Скурлатов, доктор политических наук, соучредитель Национального фонда развития регионов

Тэги: экономика, бизнес, иск, суд, макароны, макфа


экономика, бизнес, иск, суд, макароны, макфа Фото © volff, 123RF Free Images

Крупнейший мировой производитель макарон «Макфа» оказался под арестом. Когда 1 апреля на сайте деловой газеты «Коммерсантъ» появилась заметка о том, что судебные приставы по иску Генпрокуратуры наложили арест на средства 11 физлиц и 34 компаний, признанных «бенефициарами» макаронного бизнеса, в размере 100 трлн рублей, то это выглядело как первоапрельская шутка. Однако на самом деле «макаронное дело» совсем нешуточное. Успешное российское производство, вышедшее на мировой уровень, оказалось под угрозой изъятия у собственников в пользу государства.

Версия обвинения выглядит следующим образом: владелец компании «Макфа» Михаил Юревич в бытность депутатом Госдумы и губернатором Челябинской области воспользовался своими служебными полномочиями для создания «макаронной империи». По логике следователей, если ты не занимаешь высокую занимаемую должность, то крупное успешное предприятие не сможет быть создано априори. То есть не нужно и доказывать: бизнесом занимался он сам.

Обвинение в коррупционном происхождении активов позволяет конфисковать имущество бенефициаров «Макфы» в пользу государства. Между тем, как известно, коррупционные дела должны рассматриваться в рамках уголовного расследования, а не в рамках гражданского судопроизводства.

В реальности, как свидетельствуют публикации СМИ, все обстояло иначе с точностью до наоборот. В те годы Михаил Юревич еще не был чиновником, а только что закончил университет. Фактическим основателем семейного дела был его отец – «Почетный строитель России» Валерий Юревич. Работавший в свое время на крупных руководящих должностях в строительной сфере, в том числе полтора года занимавшийся восстановлением разрушенного землетрясением Спитака, Юревич-старший со своей супругой Натальей владели активами многих предприятий, включая акции «Макфы», с 1995 года. Советский опыт организации производства пришелся ко двору и в период раннего российского капитализма. Валерий Юревич поднял из руин чахнувшее в стране после распада СССР макаронное производство, и именно он стоял у истоков ныне всемирно известно бренда «Макфа»

Обвинение утверждает, что «чиновник-коррупционер» Михаил Юревич переписывал бизнесы на своих родственников - на отца и мать. Однако в действительности как раз отец будущего губернатора Валерий Юревич постепенно вводил своего сына, недавнего студента, в состав акционеров своих предприятий, давая ему «путевку в жизнь». Юревич-старший, будучи основным акционером и генеральным директором «Макфы», был ответственен за все инвестиционные и стратегические решения компании и являлся единственным руководителем для трудового коллектива, время как его «непутевый» сынок, к огорчению отца, не захотел корпеть на производстве и решил «побаловаться» политикой, продав свои доли в компаниях отцу.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что «макаронное дело» грозит стать одним из самых громких в истории современной России. Что ж теперь получается - бизнес и имущество семьи любого экс-должностного лица в нашей стране, даже если он не имел к их созданию прямого отношения, теперь могут, так сказать, по щелчку правоохранителей изъять? Прокуратура сегодня может создать опасный прецедент, ведь у подавляющего большинства чиновников, тем более крупных, родственники так или иначе занимаются предпринимательством.

Как известно, макароны «Макфа» благодаря их качеству и удачной маркетинговой политике предприятия успешно «прописались» и в России, и за рубежом. Какие преференции для макаронной фабрики губернатор Челябинской области мог оказывать в Ивановской области, Хабаровском крае и других регионах нашей необъятной Родины? Или, например, в Объединенных Арабских Эмиратах? Если верить утверждениям силовиков, то челябинские губернаторы столь суровы, что могут оказывать административный нажим даже на арабских шейхов.

Как гласит народная мудрость: «Ломать - не строить». Признаемся, сегодня, по сути, на наших глазах под благовидным предлогом происходит отчуждение, а может быть даже захват важной для российской экономики компании. В чьих руках теперь окажется «Макфа»? Выйдет ли у новых управленцев сохранить эффективность предприятия? Попытки правоохранительных органов изъять столь значимый для страны бизнес у собственников, которые заполучили его не на каком-нибудь залоговом аукционе, а создали своими руками - с нуля, и вывели на мировой уровень, могут запустить панические настроения не только у бизнесменов, но и у всех госслужащих, чьи родственники владеют бизнесом. Это вполне может вызвать эффект домино, и бегство капиталов из страны приобретет грандиозные масштабы. Учитывая тот факт, что Россия находится под давлением западных санкций, возникает вопрос: на чью мельницу льют воду организаторы «макаронного дела»?  


Читайте также


Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1209
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
1609
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
1406
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
621

Другие новости