0
8273
Газета Я так вижу Печатная версия

03.04.2024 18:27:00

Пельмени и эзотерика – в помощь учителю истории

Древние славянские божества и забытые старинные русские игры как способ воспитания патриотизма

Тэги: образование, уроки истории, древние славянские божества, старинные русские игры, воспитание патриотизма


образование, уроки истории, древние славянские божества, старинные русские игры, воспитание патриотизма Некоторые из исторических тем, предлагаемых школьникам, достойны докторской диссертации, а некоторые словно взяты из желтой прессы о «паранормальном». Фото РИА Новости

Еще в педагогическом институте нас учили, что основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Каждый урок – это одно звено большой цепи занятий по теме и курсу. Нам внушали, что главная черта эффективного урока и главное требование к нему – высокий научный и идейно-теоретический уровень. В принципе все это требуют от учителя и сегодня. И в этом смысле, как и много лет назад, цель урока истории – не только выявить знания, но и сделать так, чтобы он имел воспитывающее воздействие на учеников.

Образец учителя для наших соотечественников, как показали многочисленные опросы, – историк Илья Семенович Мельников из фильма «Доживем до понедельника» (1968). Напомню кадр из этого фильма. Ученик отвечает у доски, и все вроде бы хорошо, только отвечает он «по учебнику». И учителя расстраивает то, с какой легкостью его ученик выносит «приговор» исторической личности. Ученик парирует, что в учебнике о лейтенанте Шмидте всего 15 строк. И тогда Мельников дает детям жизненный урок. Помните, в чем, по Мельникову, главный талант лейтенанта Шмидта? «Ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов...» Вот вам и воспитательный момент. И живое слово учителя.

Все эти воспоминания инициировала сегодняшняя реальность. Ниже – записка, которую получил ученик 6-го класса от учителя в одном из регионов России. Текст любопытен и обширен, поэтому привожу «избранные» места из него.

Итак, ученикам дается задание подготовить сообщение на любую из тем: «Александр Невский: полководец, дипломат, христианин. Александр Невский – солнце земли русской Боевое снаряжение в средневековой Руси X–XVI вв. и особенности его изготовления. Боевые воинские искусства Древней Руси. Был ли Иван IV самым жестоким правителем в XVI в.? Верования славян как суеверия современного человека. Влияние имени и отчества на судьбу человека на примере биографий Дмитрия Михайловича Пожарского и Дмитрия Михайловича Карбышева. Влияние политики Ивана III на историческое развитие Руси XV века. Все о пельменях Герои русских былин и их реальные прототипы. Герои Куликовской битвы в названиях боевых кораблей. Дмитрий Иванович Донской – спаситель и хранитель Руси. Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел. Древняя символика в художественном убранстве крестьянской избы. Забытые старинные русские игры».

Для начала заметим, что специфика предмета «История» уже по названию определяет огромную роль именно рассказа (истории). Красочный и увлекательный, он оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ученика. И особое значение это имеет для учащихся в 5–6-х классах, потому что они изучают другие эпохи и воображение ученика здесь не на последнем месте. А теперь представьте, выходит ученик с сообщением… и, сбиваясь, бормочет или тараторит монотонно текст, который ему подготовили заботливые родители или подсказал услужливый Google. А может быть, – почему бы и нет! – написала одна из множества доступных сегодня нейросетей. Ну какое уж тут воображение и эмоциональное сопереживание?

Вообще складывается впечатление, что эти темы заданий как раз и создавались как будто специально, чтобы задействовать искусственный интеллект. А может быть, ИИ и создавал эти темы?

Следующий момент. Уровень научности перечисленных тем. И даже можно сказать, научной рациональности. Некоторые из них чрезвычайно сложны, достойны докторской диссертации, а некоторые словно позаимствованы из желтой прессы о «паранормальном».

Конечно, можно допустить, что современных детей на уровень научного знания надо выводить через пельмени и эзотерику. Интерес их столь разнообразен, а вкус столь всеяден, что они скушают и этот исторический «шведский стол». Но вот как быть с исторической правдой? Вы можете сказать, насколько грозен был Иван Грозный? Понятно, что учащиеся 6-го класса плохо усваивают безликую историю. И характеристика исторических лиц, и рассказ об их деятельности помогают раскрыть тему.

Вот как прокомментировал эту запись Дмитрий Володихин, историк и проректор по научной работе МГУТУ имени К.Г. Разумовского: «Что тут скажешь? Составитель вопросов как будто говорил не со школьником, тем более не из старших классов, а со взрослым человеком. Время от времени склероз подводил составителя, и он повторялся. Время от времени придумывал что-то интересное только ему самому...»

Ну, может, учителя сегодня работают на родителей, повышая общую грамотность населения. И действительно, зачем родителям пялиться в экран телефона, когда есть занятия поинтересней.


Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1727
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1371
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6729
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
17057

Другие новости