0
7583
Газета Я так вижу Печатная версия

20.03.2024 17:58:00

Кого спасет дополнительная попытка сдать ЕГЭ

Ученик выбирает между известным первым результатом и неизвестным вторым

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, школьный преподаватель математики.

Тэги: егэ, пересдача


егэ, пересдача Важнейшие экзамены в 17 лет не шутка. И ученик может разволноваться так, что забудет все, что знал. Фото РИА Новости

В своем Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин затронул вопрос сдачи ЕГЭ. Предложение дать выпускникам школ второй шанс лично я считаю чрезвычайно правильным. Как это будет реализовано на практике, покажут экзамены и их результаты. Но в теории все выглядит примерно так.

Начнем с того, что второй шанс никак не ущемляет первый. Все то, что было раньше, сохраняется. Однако есть дополнительные возможности. Тем, кто считает, что дополнительные возможности на ЕГЭ – это плохо, доказывать обратное бессмысленно. Но вот – о реальной пользе второго шанса.

Сначала о грустном. Те выпускники, которые начнут готовиться к ЕГЭ с апреля, вряд ли смогут сильно улучшить свои знания за половину июня. Хотя отдельные случаи успеха возможны и здесь. Например, когда речь идет не о высоких баллах, а о прохождении порога.

В целом выпускники-неудачники останутся при своих баллах, даже если им дать третий шанс. Для этих молодых людей и девушек всегда найдется подходящая работа: курьерами, подсобными рабочими, аниматорами и т.д. Это особенно актуально на фоне оттока из России трудовых мигрантов. Но речь сейчас не о них.

Разумное большинство выпускников все же готовятся к поступлению в высшую школу. До второго шанса осторожные ученики и их родители применяли вариант страховки. Что это такое? Просто сдача не одного, а сразу двух предметов по выбору. Расчет был простой: если ученик завалит один из предметов по выбору, но сдаст другой, то он сможет поступить в институт без потери года.

В моей учительской практике был такой случай. Я готовил ученицу по математике. Кто-то (как-то сложно назвать «специалиста» репетитором) готовил ее по химии. Химия была первым экзаменом. И химия была провалена полностью (не преодолен порог). Но ученица собралась, неплохо сдала русский, математику и английский. И поступила. Не туда, куда изначально хотела, но поступила. Сегодня, с учетом второго шанса, эта ученица могла бы пересдать химию и поступить в изначально избранный вуз.

Но это частный пример. В общем случае для плохой оценки на ЕГЭ существуют три основные причины.

Первая и самая важная – волнение. Важнейшие экзамены в 17 лет не шутка. И ученик может разволноваться так, что забудет все, что знал. И если нет второго шанса, то волнение явно не уменьшится. Вишенкой на тортик идут чужая школа, чужие надзиратели (простите, организаторы ЕГЭ). Второй шанс успокаивает, так как есть уверенность, что не все потеряно.

Вторая причина – здоровье. Экзамен сдается в определенный день. Не все ученики именно в этот день чувствуют себя хорошо. Но сдавать надо: хоть с насморком, хоть с расстройством желудка. (Последнее, кстати, как раз может возникнуть из-за нервного перенапряжения.) Результат может оказаться существенно ниже ожидаемого. И вот тогда выручит второй шанс.

Третья причина – сложный вариант. Вариант на ЕГЭ – это всегда лотерея. Не могу судить о вариантах по всем предметам, но вот по профильной математике есть задания, которые я могу решить устно. И есть задания, которые даже мне надо решать 20–30 минут. Если ученик подготовлен и уверен в себе, то может использовать второй шанс для повышения балла на экзамене.

Здесь есть один нюанс. Насколько можно судить по информации в СМИ, при второй попытке первая аннулируется. Таким образом, ученик выбирает между известным первым результатом и неизвестным вторым. Такое правило существенно сократит число пересдающих до тех учеников, которым это реально жизненно важно. В противном случае пересдавали бы очень многие выпускники.

Подведем итог. Есть люди, которым не нравятся любые новшества. Такие люди есть всегда и будут всегда. К счастью, таких людей существенное меньшинство. Большинство же учеников и их родителей искренне радуются новым предоставляемым возможностям на ЕГЭ. 


Читайте также


Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7791
Снова физики в почете, но со знанием русского языка

Снова физики в почете, но со знанием русского языка

Наталья Савицкая

Ректоры технических вузов не хотят, чтобы снижался уровень гуманитарной подготовки абитуриентов

0
9456
Дети – за, родители – против: новая коллизия вокруг ЕГЭ

Дети – за, родители – против: новая коллизия вокруг ЕГЭ

Наталья Савицкая

Споры о судьбе государственного экзамена могут разрешиться неожиданным образом

0
6797
Плюсы и минусы интернет-ресурсов для ЕГЭ

Плюсы и минусы интернет-ресурсов для ЕГЭ

Игорь Аглицкий

Онлайн-школы и сборники решений не конкуренты репетиторам

0
7261

Другие новости