0
7279
Газета Я так вижу Печатная версия

13.03.2024 17:54:00

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

Тэги: школа, воспитание, факультативы, семьеведение, навыки живого общения, психологи, историки


школа, воспитание, факультативы, семьеведение, навыки живого общения, психологи, историки Когда-то школьники потешались над «пестиками и тычинками». Сегодня, похоже, те времена возвращаются. Кадр из видео с канала СТВ (Севастополь) на Rutube

О том, что урок «Семьеведение», пусть и факультативный, все-таки вводится в школьную программу, стало известно на днях. Вице-премьер правительства Татьяна Голикова сообщила об этом в ходе выступления на просветительском марафоне «Знание. Первые» на Всемирном фестивале молодежи. По словам Голиковой, курс преимущественно будет проводиться для учащихся старших классов в формате разговора с психологами и историками.

Каким будет предмет, Татьяна Голикова рассказала совсем вкратце. Из всего сказанного ею стало понятно, что «в рамках курса важно не перейти грань и не заставить что-то делать» и «это не урок, а создание дружественной среды, чтобы была обратная связь между тем, кто слушает, и тем, кто говорит». В общем, урок будет. И будет вестись в формате факультатива.

Важно заметить, что введение нового курса для старшеклассников совпало по времени с сокращением часов на образовательный предмет «Обществознание». Минпросвещения РФ собирается исключить «Обществознание» из программы 6–8-х классов. И представители министерства пояснили, что за счет сокращения часов на обществознание в полтора раза планируют увеличить число часов истории. Итого предполагается оставить на «Обществознание» по одному часу в неделю в 9-м и 10-м классах. Программу же 11-го класса планируют оставить без изменений – два урока в неделю.

Курс «Семьеведение», напомним, в некоторых школах уже ведется в качестве эксперимента. Причем либо факультативно, либо на уроках обществознания. Теперь, в связи с сокращением предмета «Обществознание», говорить о семье со школьниками будут только факультативно.

В профессиональных сообществах в соцсетях пишут, что учителя готовят петицию в связи с очередным перекраиванием школьной программы. Хотя все признают, что процесс этот – закономерный и идет не первый год. Достаточно послушать чиновников от образования, что они говорят о школьной программе. Чему уже учат в школе? И даже – как учат?

Вот простой пример, как переобучают учителей работать по новым федеральным государственным стандартам (ФГОС). Педагогам напоминают, что они не источник знаний, а организаторы урока и помощники ребятам. Ребенок должен знать, зачем ему дан этот урок, то есть цели занятия учитель обязательно формулирует вместе с ребятами, и эти цели «находятся в сфере интересов ребенка».

Учителей просят, чтобы они исключили из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь к ученикам, учителю лучше говорить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что… но, может, я ошибаюсь…». «Никаких монологов на уроке, – советуют учителям. – Только диалог, живой диалог, в котором участвуют все».

Кроме того, на каждом уроке теперь дети работают в группах: парах, четверках, больших группах. И вот еще одна методическая рекомендация педагогам: «Самое главное – эмоциональный настрой урока, умение управлять своими эмоциями и этому же надо учить детей».

То есть школам советуют делать уклон в привитие мягких навыков – и учителей, и их подопечных. Причина, как считают эксперты, в том, что дети начинают терять эти навыки из-за отсутствия живого общения, а также из-за постоянного взаимодействия с различными электронными гаджетами. А значит, школьная программа должна быть переустроена и переориентирована, потому что мягкие навыки нужны человеку для жизни более, чем другие. Считается, что потеря этих навыков может привести к проблемам во взрослой жизни, таким как трудности в общении, непонимание чувств других людей (отсутствие эмпатии) и нежелание адаптироваться к изменениям. Все это в совокупности сильно влияет на качество жизни в целом. Например, отсутствие навыков общения с людьми может затормозить карьерный рост и даже негативно повлиять на личную жизнь.

В правильном ли направлении идет школа, делая акцент на мягкие навыки, станет понятно через какое-то время. Достаточно вспомнить из истории развития средней школы, что «шатания» школы то в сторону «академизма», то в сторону «политехнизации», то в сторону «идеологизации» уже были. В итоге она все равно выходила на правильный путь.

Что же касается сегодняшнего «Семьеведения» (а вместе с ним школа еще ведет «Разговоры о важном», «Основы финансовой грамотности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДКНР) и другие факультативы), то к этим урокам учителям все равно приходится специально готовиться. Не факт, что для занятий в школах найдут такое количество психологов, да еще и с педагогическим образованием. Без него взрослому сложно выйти «на создание дружественной среды» в классе. Тем более в сегодняшнем классе. А для этого педагоги должны пройти обучение на специальных курсах. На что, собственно, они уже жалуются в соцсетях. 


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1886
Секреты приготовления личной жизни

Секреты приготовления личной жизни

В поисках рецепта знаменитых пирожных из Лиссабона

0
3555
Когда страхи мешают жить

Когда страхи мешают жить

Вера Цветкова

В документальном сериале "Со всеми бывает" успешные молодые люди разбираются в природе своих ментальных расстройств

0
4896
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6696

Другие новости