0
7334
Газета Я так вижу Печатная версия

13.03.2024 17:54:00

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

Тэги: школа, воспитание, факультативы, семьеведение, навыки живого общения, психологи, историки


школа, воспитание, факультативы, семьеведение, навыки живого общения, психологи, историки Когда-то школьники потешались над «пестиками и тычинками». Сегодня, похоже, те времена возвращаются. Кадр из видео с канала СТВ (Севастополь) на Rutube

О том, что урок «Семьеведение», пусть и факультативный, все-таки вводится в школьную программу, стало известно на днях. Вице-премьер правительства Татьяна Голикова сообщила об этом в ходе выступления на просветительском марафоне «Знание. Первые» на Всемирном фестивале молодежи. По словам Голиковой, курс преимущественно будет проводиться для учащихся старших классов в формате разговора с психологами и историками.

Каким будет предмет, Татьяна Голикова рассказала совсем вкратце. Из всего сказанного ею стало понятно, что «в рамках курса важно не перейти грань и не заставить что-то делать» и «это не урок, а создание дружественной среды, чтобы была обратная связь между тем, кто слушает, и тем, кто говорит». В общем, урок будет. И будет вестись в формате факультатива.

Важно заметить, что введение нового курса для старшеклассников совпало по времени с сокращением часов на образовательный предмет «Обществознание». Минпросвещения РФ собирается исключить «Обществознание» из программы 6–8-х классов. И представители министерства пояснили, что за счет сокращения часов на обществознание в полтора раза планируют увеличить число часов истории. Итого предполагается оставить на «Обществознание» по одному часу в неделю в 9-м и 10-м классах. Программу же 11-го класса планируют оставить без изменений – два урока в неделю.

Курс «Семьеведение», напомним, в некоторых школах уже ведется в качестве эксперимента. Причем либо факультативно, либо на уроках обществознания. Теперь, в связи с сокращением предмета «Обществознание», говорить о семье со школьниками будут только факультативно.

В профессиональных сообществах в соцсетях пишут, что учителя готовят петицию в связи с очередным перекраиванием школьной программы. Хотя все признают, что процесс этот – закономерный и идет не первый год. Достаточно послушать чиновников от образования, что они говорят о школьной программе. Чему уже учат в школе? И даже – как учат?

Вот простой пример, как переобучают учителей работать по новым федеральным государственным стандартам (ФГОС). Педагогам напоминают, что они не источник знаний, а организаторы урока и помощники ребятам. Ребенок должен знать, зачем ему дан этот урок, то есть цели занятия учитель обязательно формулирует вместе с ребятами, и эти цели «находятся в сфере интересов ребенка».

Учителей просят, чтобы они исключили из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь к ученикам, учителю лучше говорить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что… но, может, я ошибаюсь…». «Никаких монологов на уроке, – советуют учителям. – Только диалог, живой диалог, в котором участвуют все».

Кроме того, на каждом уроке теперь дети работают в группах: парах, четверках, больших группах. И вот еще одна методическая рекомендация педагогам: «Самое главное – эмоциональный настрой урока, умение управлять своими эмоциями и этому же надо учить детей».

То есть школам советуют делать уклон в привитие мягких навыков – и учителей, и их подопечных. Причина, как считают эксперты, в том, что дети начинают терять эти навыки из-за отсутствия живого общения, а также из-за постоянного взаимодействия с различными электронными гаджетами. А значит, школьная программа должна быть переустроена и переориентирована, потому что мягкие навыки нужны человеку для жизни более, чем другие. Считается, что потеря этих навыков может привести к проблемам во взрослой жизни, таким как трудности в общении, непонимание чувств других людей (отсутствие эмпатии) и нежелание адаптироваться к изменениям. Все это в совокупности сильно влияет на качество жизни в целом. Например, отсутствие навыков общения с людьми может затормозить карьерный рост и даже негативно повлиять на личную жизнь.

В правильном ли направлении идет школа, делая акцент на мягкие навыки, станет понятно через какое-то время. Достаточно вспомнить из истории развития средней школы, что «шатания» школы то в сторону «академизма», то в сторону «политехнизации», то в сторону «идеологизации» уже были. В итоге она все равно выходила на правильный путь.

Что же касается сегодняшнего «Семьеведения» (а вместе с ним школа еще ведет «Разговоры о важном», «Основы финансовой грамотности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДКНР) и другие факультативы), то к этим урокам учителям все равно приходится специально готовиться. Не факт, что для занятий в школах найдут такое количество психологов, да еще и с педагогическим образованием. Без него взрослому сложно выйти «на создание дружественной среды» в классе. Тем более в сегодняшнем классе. А для этого педагоги должны пройти обучение на специальных курсах. На что, собственно, они уже жалуются в соцсетях. 


Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1878
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4292
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3261
Студия художественной штопки

Студия художественной штопки

Истории про страховку, записки учителям и вспученный полиэстер

0
6465

Другие новости