Директор школы обычно стремится уладить все противоречия миром и ни в какие коалиции не вступать. Фото с сайта www.imc.edu.ru
Лет 30 назад я защитил докторскую диссертацию по теории игр в маркетинге. За время, прошедшее с той поры, популярность теории игр для различных сфер деятельности существенно выросла. Каждый второй лауреат Нобелевской премии по экономике в XXI веке использовал в своих исследованиях теорию игр. Я на досуге попробовал применить теорию игр к средней школе. Вот что получилось.
В теории игр много разновидностей самих игр. Наиболее простые, скажем, «учитель против ученика», достаточно понятны и не очень интересны. Зато коалиционные игры, когда одна группа игроков выступает против другой группы (или даже одного игрока), заслуживают внимания.
Кто-то скажет, что это просто групповые конфликты. Так и есть. Но интересен именно игровой подход.
Начну с простых коалиций. Внутри любого школьного класса может сложиться коалиция учеников, недовольных конкретным учителем. Причины недовольства могут быть различные: низкие отметки, излишняя строгость или что-то еще. Коалиция школьников достаточно сильна. Я испытал ее силу, что называется, на своей шкуре дважды. Первую школу покинул на эмоциях. Во второй школе я удовлетворил требования коалиции учеников и сохранился как учитель.
Победить коалицию учеников учителю в одиночку практически невозможно. Единственный способ – это попытаться развалить саму коалицию. Например, уступить не во всем, а в какой-то части требований. И при этом отколоть от коалиции часть учеников, чьи требования уже удовлетворены. Теория игр такие ситуации подробно исследует.
Я поступил в своей второй школе в согласии с канонами теории игр. Переманил на свою сторону часть учеников, которым было выгодно, чтобы учителем остался именно я. Причина проста: эти ученики хотели хорошо сдать ЕГЭ по математике. Таким образом, возникла новая коалиция, включающая меня и хорошо мотивированных учеников, которая в конечном счете победила коалицию «лириков» (двоечников, которым до интеграла – как до Великой китайской стены). «Лирическая» коалиция просто рассыпалась на отдельных учеников.
Но в жизни не всегда бывает все так просто. В коалиции могут вступать новые игроки. В школе – это в первую очередь родители. Думаю, не надо пояснять, кто такая «яжемать». Но и вполне адекватные родители могут встать на сторону учеников. И по отдельности, и в лице родительского комитета. Понятно, что усиленная родителями детская коалиция становится значительно сильнее. И у педагога практически нет шансов. Кроме варианта, когда в альянс с учителем вступит дирекция школы.
Позиция директора в современной российской школе довольно неоднозначная. Ему надо сохранить педагогический состав при достаточно низкой оплате труда и при достаточно высокой физической и эмоциональной нагрузке персонала. Ему надо обеспечить учебный процесс так, чтобы подавляющее число детей училось успешно (переводим – хотя бы на тройки). Ему надо стараться избегать конфликтов, которые могут перерасти школьный уровень. Как известно, для гнева «яжемам» пределов не существует.
Поэтому директор школы стремится уладить все противоречия миром и ни в какие коалиции не вступать. Но если ситуация все же вынуждает вмешаться активно, то директор чаще всего выступает на стороне учеников и их родителей. Такая коалиция просто обречена на успех. И мы знаем примеры, когда учителей увольняли из школы за невинное фото в купальнике или за яркий макияж. Дичь, конечно. Но с позиции теории игр работает: сильная коалиция побеждает слабую или одиночного игрока вне зависимости от справедливости.
Теперь, собственно, основная мысль. В теории игр есть понятие тотальной коалиции, которая включает в себя всех игроков (для школы – учеников, учителей, родителей, дирекцию). В большинстве случаев мир в рамках тотальной коалиции лучше войны между любыми коалициями, так как война означает в любом случае какие-то потери для всех участников. Поэтому с позиции теории игр (да и с позиции здравого смысла) лучше всего договориться.
Это не означает, что все будут одинаково удовлетворены. Кому-то придется в чем-то уступить. Но общий результат будет лучше. Проверено наукой.