Жизнедеятельность коров в Дании собираются поставить под тотальный контроль. Фото Reuters
В Дании 21 февраля был наконец представлен долгожданный экспертный доклад о методах подсчета и механизмах введения углеродного налога в сельском хозяйстве. Он несколько раз откладывался и держал в напряжении датских аграриев, учитывая протесты в Польше, Германии, Франции и других странах.
Дания пока единственная в ЕС страна, которая в принципе рассматривает крупное вмешательство в аграрный бизнес с целью его перестройки. Остальные же страны в настоящий момент не готовы оказывать дополнительное давление и на без того взбунтовавшихся жителей сельских районов. Да и ЕС пока не планирует вводить целевые показатели по снижению эмиссий парниковых газов конкретно для сельского хозяйства.
С другой стороны, то, что Дания вообще ставит вопрос о введении углеродного налога для сельского хозяйства, говорит о его высоком технологическом уровне и продвинутости по сравнению с остальной Европой. А значит, долгая, с февраля 2021 года, подготовка доклада свидетельствует не только о страхе правительства перед разгневанными крестьянами, но и об уверенности в возможности трансформации.
Безусловно, здесь просматриваются амбиции Копенгагена по сохранению аграрного лидерства на долгосрочный период, хотя риски снижения конкурентоспособности все же присутствуют. Особая ставка в зеленой трансформации датского аграрного сектора делается на технологию пиролиза, то есть бескислородного сжигания для производства биоугля. Он, с одной стороны, служит для улавливания углекислого газа и других выбросов, а с другой – применяется для удобрения и улучшения качества почвы. Предполагается, что фермеры, применяющие пиролиз и биоуголь на своих угодьях, должны получать финансовое стимулирование за улавливание и хранение вредных выбросов.
Меры климатической политики также должны стимулировать датских аграриев постепенно сокращать животноводство и мясо-молочное производство как источники большего количества выбросов из-за применяемых кормов для скота и увеличивать производство растительной продукции, что особенно болезненно для Дании как молочной фермы Европы. При этом на сельское хозяйство до сих пор приходится около 25–35% эмиссий парниковых газов в Дании, что делает его одним из основных загрязнителей и препятствием для реализации климатических амбиций королевства. Оно хочет добиться 70-процентного снижения уровня выбросов уже к 2030 году, что превосходит целевые показатели, установленные на уровне ЕС (55–65%).
В Дании адаптация сельского хозяйства к новым климатическим нормам проходит легче за счет того, что в этой сфере доминирует небольшое количество крупных производителей, которые могут пережить временный период болезненной перестройки и роста расходов. Так, если в 1960 году в Дании было около 200 тыс. фермерских хозяйств, то к 2016-му – только 35 тыс. по мере роста механизации и внедрения новых технологий.
На фоне масштабных выступлений фермеров во многих странах Европы Тор Кофед, вице-председатель датского союза сельхозпроизводителей Landbrug & Fødevarer, еще в начале февраля высказался против таких методов разрешения экономических противоречий и призвал стороны сесть за стол переговоров. Впрочем, Кофед не исключает возникновения похожих протестов в самой Дании. Одну из причин он видит в том, что ученые, экономисты и экологи навязывают необоснованные стандарты и критерии и в целом вторгаются в работу фермеров, которые лучше разбираются в устройстве сельского хозяйства. Недостоверные исследования и «тирания экспертов», по его мнению, углубляют разрыв между фермерами и европейскими правительствами и мешают добиваться необходимых показателей сокращения выбросов парниковых газов.
Министр сельского хозяйства Дании в конце января заявил, что не опасается угрозы протестов, в то время как отдельные объединения фермеров, напротив, заявили о готовности к решительным действиям и отправке тракторов к зданию Фолькетинга (парламента) в случае введения всеобъемлющего и несправедливого налога на выбросы парниковых газов с 2025 года. Отсрочить его на пять лет удалось в том числе за счет сильного аграрного лобби в Дании. Одно из фермерских объединений даже представило собственную альтернативную стратегию, как можно достичь целевого показателя снижения выбросов к 2030 году, но без введения сбора на эмиссию парниковых газов.
Главным камнем преткновения остается методика подсчета углеродного налога для сельского хозяйства. К примеру, в преддверии публикации доклада глава экспертной группы заявил, что датские леса в действительности поглощают больше углекислого газа, чем показывали ранние расчеты, а эмиссии от топей и болот, напротив, были преувеличены. Но, что более важно, такой сбор затрагивает биологические процессы и природный круговорот углерода. Как выразился один датский комментатор, речь может зайти о том, кто вообще имеет право дышать бесплатно.
Согласно моделям, представленным в докладе, налог может составить как 125, 375, так и 750 датских крон на тонну выделяемого углекислого газа, что также приведет к росту цен на продукты питания и сокращению занятости в аграрном секторе. Окончательный выбор возможной модели, однако, предстоит сделать в ходе трехсторонних переговоров между правительством, сельхозпроизводителями и другими заинтересованными сторонами, включая природоохранные организации. Таким образом, в Дании начинается новый этап согласования климатического налогообложения, который предварительно должен продлиться до июня, но, вероятно, затянется на более долгий срок.
В целом аграрный бизнес в Дании отреагировал на доклад сдержанно, приготовившись к длительному торгу. Введение первого не только в ЕС, но и во всем мире углеродного налога на биологические процессы в сфере датского сельского хозяйства теперь намечено на 2027 год. Дания таким образом становится тестовой площадкой. Если правительству удастся добиться желаемого и сохранить конструктивные отношения с аграрным сектором, датский опыт вполне может стать примером для других стран.