Болезнь экономической безграмотности надо лечить централизованно и лучше всего – начиная со школьной скамьи. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru
Стало популярно говорить, что мы живем в эпоху глобальных перемен. Рушатся стереотипы. Создаются новые цели и задачи общества и отдельных людей. В этих сложных условиях очень важно понимать сущность происходящего. В первую очередь экономическую сущность. Реальной экономике нужно учить уже в школе. Почему? Давайте разберемся.
Начну издалека. Был такой популярный советский фильм – «Интердевочка». По сюжету, как многие, наверное, помнят, швед считает свои расходы с калькулятором: это на еду, это за жилье, это за кредит... А его русская (советская) подруга-интердевочка его не понимает. Жмот! Увы, наши люди в подавляющем своем большинстве деньги считать не привыкли до сих пор. Давайте спросим 100 случайных семей о том, ведут ли они бюджетную политику? Полагаю, что положительно ответят не более 10%.
Покажу на простом примере, к чему приводит хаос в денежных расчетах. Пусть в одном и том же торговом центре продается один и тот же смартфон двумя продавцами. Первый просит сразу 15 тыс., а второй готов предоставить рассрочку на четыре месяца с оплатой 5 тыс. в месяц. Всего набегает 20 тыс. Переплата 5 тыс., что, по мнению не обременяющих себя денежными расчетами людей, составляет всего 25% суммы.
Но это совсем не так. Во-первых, процент следует считать не от 20 тыс., а от 15 тыс., за которые реально купить смартфон сразу. Получается уже 33,3%. И если смотреть процент за год, то надо умножить еще на 3, так как четыре месяца – это треть года. Получаем 100%, а никакие не 25. Но кто это считает? Замечу, что даже если оплатить смартфон сразу за счет кредитной карты, то процент будет существенно меньше.
Мне уже приходилось рассказывать на страницах «НГ» о проблемах, связанных с финансовой грамотностью нашего населения. Об этих проблемах неоднократно свидетельствуют глупые ажиотажи с массовой закупкой гречки, туалетной бумаги, долларов и т.д. Но взрослых уже не исправить. А вот детей научить можно. И делать это лучше централизованно. В школе.
Как преподаватель, я знаком не только с российской школьной системой, но и с зарубежными. В частности, есть британская программа A-level, необходимая их школьникам, планирующим поступить в вуз. Сами англичане считают ее золотым стандартом образования. Консультируя российских школьников, обучающихся по этой программе, я пришел к выводу, что ничего «золотого» там нет. Наши программы по математике гораздо лучше. Кроме двух аспектов – экономики и статистики.
В английской программе типовая экономическая задача выглядит примерно так. Мэри имеет 5 фунтов и может купить в лавке сэндвичи с сыром по 0,6 фунта или сэндвичи с беконом по 0,7 фунта за штуку. В классе она может их продать соответственно за 0,8 фунта за штуку или за 1 фунт за штуку. Что следует закупить Мэри для получения максимальной выгоды?
Российский аналог такой задачи на ЕГЭ (повторяется из года в год). Цитирую дословно. «У фермера есть два поля, каждое площадью 10 га. На каждом поле можно выращивать картофель и свеклу, поля можно делить между этими культурами в любой пропорции. Урожайность картофеля на первом поле составляет 500 ц/га, а на втором – 300 ц/га. Урожайность свеклы на первом поле составляет 300 ц/га, а на втором – 500 ц/га. Фермер может продать картофель по цене 5000 руб. за центнер, а свеклу – по цене 8000 руб. за центнер. Какой наибольший доход может получить фермер?» Дети не фермеры, не предприниматели и не банкиры! Им проще понять задание на примерах сделок, которые они способны совершить. Но в «высоких кабинетах» составителей заданий об этом совсем не думают. Или думают как-то странно. Вторая крайность – какие-то страшные сказки.
Вот еще пример. Винни-Пух съедает горшочек меда за 3 минуты, Пятачок за 8 минут, а ослик Иа – за 24 минуты. За сколько минут они съедят горшочек меда вместе? Даже не хочу комментировать этот бред.
С обучением азам статистики у нас тоже не все гладко. Раньше в школе вероятность и статистика не изучались вовсе. Сейчас основные усилия направлены на вероятность, задания по которой есть и в ОГЭ, и в ЕГЭ. И это, я считаю, отличный результат.
Задания по статистике пока единичны. Но статистика необходима в жизни всем. Даже гуманитариям. Что такое рейтинг? Некая обработка результатов исследования статистических данных. Что такое диагноз? Вывод на основе статистики по анализам.
Критикующий да предложит. Надеяться на то, что учителя истории будут на уроках обществознания учить школьников считать деньги – наивно. Не будут. Также наивно думать, что при введении в школьную программу нового предмета (допустим, экономики) экономисты радостно побегут в школу учить детей. Не побегут. Поэтому вся надежда на учителей математики, которых нужно вооружить набором правильных заданий, позволяющих учить детей реально считать деньги. И эта задача вполне решаемая.