Фото REUTERS
В последние недели участились сообщения о том, что на Кубе обострился продовольственный кризис. Мировые СМИ передают, что проблемы с питанием кубинцев заставляют власти искать новые решения, но ситуация становится все более угрожающей.
В Гаване тоже не молчат о трудностях национальной экономики, на днях эту тему поднимал премьер-министр Мануэль Марреро Крус. Власти осознают и признают драматичность положения и остаются верными политике тесного взаимодействия с обществом. По крайней мере в том, что касается обсуждения насущных проблем без какого-либо замалчивания.
Существуют действительно веские причины для народоориентированной внутренней политики. На Кубе, в условиях американских санкций, ущерб от которых, по некоторым данным, уже превысил 1,3 трлн долл., давно актуален вопрос поддержания социально-политической стабильности. В июле 2021 года по стране прокатилась широкая волна протестов, непосредственным триггером которых стали длительные отключения электричества, вызванные неисправной работой теплоэлектростанций. В те тревожные дни активная разъяснительная работа с протестующими помогла урегулировать ситуацию. В дальнейшем была налажена постоянная система оповещения граждан о предстоящих отключениях энергии в конкретных районах. Ни единого выстрела зарегистрировано не было, а арестованных активистов (около 150 человек) отпустили на свободу практически сразу.
Критически настроенные мировые СМИ склонны во всех бедах винить власти Острова свободы, которые якобы через разветвленную сеть частных предприятий наживаются на трагедии собственного народа, пользуясь ростом цен на дефицитную продукцию. Причем ключевой фигурой в политических элитах они называют Рауля Кастро, давно отошедшего от прямого управления страной и уже несколько лет не занимающего руководящие должности, но имеющего безусловный авторитет и «своих людей» в высших эшелонах власти. Вашингтон также настаивает на том, что частный сектор кубинской экономики на самом деле подконтролен Министерству обороны (например, через госкорпорацию GaeSA).
Наблюдатели утверждают, что воздействие американских санкций на кубинскую экономику слишком раздуто. Директор правозащитной организации 4Métrica (Колумбия) Серхио Анхель считает «парадоксальным» тот факт, что основная часть продовольствия, импортируемого в страну, завозится из США, «предполагаемого виновника всех проблем, согласно режиму острова». Так он намекнул на то, что причины надо искать не за пределами Кубы, а внутри страны. Правда, Анхель не упомянул, что эти поставки не только крайне усложнены (совершаются по предоплате наличными), но и вообще стали возможны только по той причине, что сами американские аграрии еще в 2000 году протолкнули Закон о реформе торговых санкций и расширении экспорта. Но будь у США малейшая политическая воля к поставкам на кубинский рынок различного продовольствия, острову не пришлось бы ежегодно импортировать из Вьетнама порядка 250 тыс. т риса и огромные объемы пшеницы из Новой Зеландии (фактически с другого края земли).
В условиях жесткой блокады и постоянной нехватки важнейшей продукции (как продовольствия, так и медикаментов), а также под угрозой энергетического коллапса положение кубинского правительства может оказаться шатким. Вряд ли президента Мигеля Диас-Канеля можно обвинить в равнодушии к угрозе своему правлению. Он всегда поддерживал политику реформ, а сложное положение в экономике открыто обсуждалось с гражданами. Принятие Конституции 2019 года, легализовавшей частную собственность и вызвавшей неоднозначную реакцию у многих ультралевых как на Кубе, так и по всему миру, было довольно рискованным предприятием. Но Диас-Канель все же решился на него, понимая необходимость перемен.
То, что экономика Кубы находится в тяжелом положении, ни для кого не секрет. Кубинцы потребляют мяса гораздо меньше рекомендуемой месячной нормы (в 2023 году всего 347 г животного белка в месяц при рекомендуемых 5 кг). С прилавков магазинов часто пропадает самая необходимая продукция. Курс доллара многократно вырос и на черном рынке составляет уже свыше 238 песо. А правительство еще в 2020 году в условиях пандемии COVID-19 признало невозможность дальнейшего поддержания программ социальной помощи в прежних объемах. Об этом говорил независимый кубинский экономист Кармело Меса-Лаго, критикующий правительственный курс, но всегда выступавший в поддержку преобразований Рауля Кастро. Усугубляет ситуацию критическая нехватка топлива, вызванная снижением поставок нефти из союзной Венесуэлы, почти десятилетие страдающей от нескончаемого кризиса.
После введения единого песо в 2021 году на Кубе резко подскочила инфляция. По некоторым данным, она составляет почти 42%. Впрочем, вполне убедительно звучат заверения официальной кубинской прессы о том, что на практике ситуация не сильно отличается от наблюдавшейся в 2000 году.
Источниками бедствий кубинского народа являются скорее объективные тенденции в мировой экономике, многократно усугубляемые блокадой острова со стороны США. Среди них – снижение поставок венесуэльской нефти с 2018 года; вступление в 2019-м в полную силу в США Закона Хелмса–Бертона, отпугивающего иностранные инвестиции; пандемия СOVID-19, обвалившая туристический сектор; внесение Кубы в американский список стран – спонсоров терроризма в 2021-м; мировой продовольственный кризис и тренд на фрагментацию глобальной экономики. При этом основные торговые партнеры Кубы находятся на значительном удалении от острова.
Конечно, при таком неблагоприятном раскладе сложно оставаться оптимистом. Очевидно, будущее Кубы зависит от мировой конъюнктуры, которая, увы, не подвластна воле Гаваны.