0
9907
Газета Я так вижу Печатная версия

20.11.2023 19:44:00

Аргентинцы рискнули сделать ставку на "Трампа-камикадзе"

Новый президент страны скептически относится к сотрудничеству с Россией

Ирина Акимушкина

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Тэги: аргентина, выборы, президент, хавьер милей, политика, экономика, брикс


аргентина, выборы, президент, хавьер милей, политика, экономика, брикс Будущий глава Аргентины Хавьер Милей собирается отказаться от вступления страны в БРИКС. Фото Reuters

На прошедших в воскресенье президентских выборах в Аргентине 36 млн граждан проголосовали за нового главу государства на следующие четыре года. Вышедших во второй тур кандидатов было двое – 51-летний перонист, нынешний министр экономики Серхио Масса и 53-летний якобы экономист (им сегодня в Аргентине может назвать себя каждый второй, умеющий складывать в уме галопирующие цифры инфляции) Хавьер Милей, который, набрав 56% голосов, и стал победителем.

Милей еще на ранних стадиях предвыборной кампании поражал избирателей заявлениями. Он и его жена Фатима Флорес, артистка юмористического жанра, периодически обещали то полностью отменить национальную валюту песо и ввести вместо него американский доллар, то ликвидировать Нацбанк как «главный источник инфляции».

А то и вовсе призывали соотечественников (особенно бурно поддерживали эти призывы молодые аргентинцы) «встать на защиту Израиля от мирового коммунизма».

На этом фоне Масса выглядел солидным, взвешенным, «ходящим по земле, а не летающим в облаках» политиком. У которого, правда, в самой власти не очень получалось все эти годы (инфляция в 138% вряд ли может быть занесена в актив действующего министра экономики). Но Масса обещал сохранить в Аргентине демократию. А с учетом того, что страна сейчас отмечает 40-летие установления демократии после долгих лет военной диктатуры, подобный призыв определенную часть избирателей (особенно возрастную) должен был впечатлить.

Выбор у аргентинцев был, надо признать, плохого из худшего. Ведь один кандидат предлагал убрать участие государства отовсюду, где только возможно. А другой выступал за то, чтобы вмешательство государства во все сферы деятельности было еще более активным. Но ведь при нынешнем вмешательстве государства более 40% аргентинцев уже оказались в числе бедняков – и это в одной из богатейших стран мира. Теперь уже новый президент предлагал им стать «полностью свободными» – без участия правительства взять процесс личного обогащения в собственные руки.

В итоге открытое недовольство и разочарование нынешним экономическим положением (а оно худшее за последние как минимум 30 лет) пересилило страх перед неизведанным у большинства аргентинских избирателей. С криками «Да здравствует свобода!» по Буэнос-Айресу всю ночь после победы Милея ходили толпы молодежи. Именно они оказали неоценимую поддержку новому президенту, обещавшему покончить не только с какими-либо дискуссиями насчет вступления Аргентины в БРИКС (оно запланировано с 1 января 2024 года), но и призвавшему «поскорее забыть о величайшей социалистической лжи – угрозе изменения климата».

Теперь во главе третьей по объему экономики Латинской Америки будет четыре года находиться самый профессионально неподготовленный для подобной должности президент. Но, судя по весьма значительному разрыву между победителем и проигравшим на выборах, большинство аргентинцев считает, что хуже, чем сейчас, уже быть не может. А новый «политический Трамп-камикадзе» (как окрестили Милея местные газетчики) сможет сделать то, что до него не осмеливались сделать правители-перонисты.

Так что же ждет страну при столь экстравагантном президенте? Острейшие социальные проблемы при нем точно никуда не денутся, даже если для оздоровления экономики ему придется предпринять радикальные меры. Материальное расслоение в аргентинском обществе растет буквально на глазах, и если не предпринять немедленно экстренных мер, ситуация может привести к мощным протестам и массовым беспорядкам.

Определяться Милею (в должность он вступит 10 декабря) надо и с внешним долгом. Брать дополнительные миллиарды долларов кредита у МВФ – это будет лишь краткосрочной передышкой, которая гарантированно приведет к новому финансовому закабалению страны. Но и обещанная народу долларизация финансовой системы – дело не завтрашнего дня. Для этого у страны нет достаточной ликвидности (ее тогда придется просить у США или все того же МВФ). Да и выгоды от отмены песо и введения валюты другого государства очень сомнительны при высокой инфляции и имеющихся обязательствах перед иностранными заемщиками.

Что касается отношений с Россией, то они для Аргентины не только не приоритетны, но даже не упоминались Милеем в ходе его предвыборных митингов. Внешняя политика Буэнос-Айреса будет ориентирована исключительно на США. Дональд Трамп уже поздравил Милея с победой и пообещал «очень скоро начать работать вместе, чтобы сделать Америку и Аргентину великими вновь».

Идея с БРИКС скорее всего будет отложена в долгий ящик. То же самое касается и личных контактов между первыми лицами РФ и Аргентины. Милей крайне скептически, если не сказать резче, относится к сотрудничеству с Россией и Китаем и жестко критикует за это своего соседа по континенту, президента Бразилии Луиса Инасиу Лулу да Силву.

Как бы там ни было, аргентинцы отвергли вариант продолжения того курса, который политические элиты страны проводили в последние годы, и решили рискнуть. Они поставили на никому не известного, но радикально настроенного бывшего вратаря футбольной команды, бывшего рок-певца, бывшего телеведущего ток-шоу, главным отличием которого на экране всегда было умение оскорбить и смешать с грязью любого, кто ему по каким-то причинам не нравился.

Вопрос только в том, принесут ли подобные «достоинства» нового президента реальное улучшение жизни 46-миллионному населению Аргентины. 


Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
1581
Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
1506
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
1662
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1928

Другие новости