Иллюстрация Pixabay.com
Немецкая газета Koelner Stadt-Anzeiger вышла с утверждением, что федеральный министр иностранных дел Анналена Бербок запланировала значительное увеличение военной помощи Украине в 2024 году – с 4 млрд до 8 млрд евро. Необходимость в таком росте содействия Киеву подтвердил канцлер Олаф Шольц.
Детали планируемой помощи обсуждаются в комитете по бюджету Бундестага. Результат этих дискуссий неизвестен, но, судя по всему, правительство намерено продавить эту сумму для поддержки Киева. Предполагается, что на эти средства будут поставлены новые системы ПВО Patriot, дизель-генераторы на случай возможных зимних обстрелов украинской энергосистемы, 25 танков типа Leopard-1 и тягачи для их доставки на фронт.
Вместе с тем самим немцам, очевидно, денег не хватает уже на самое необходимое, в том числе на лекарства. Мой берлинский коллега Гунтер Х., с которым я в 2018 году опубликовал в издательстве Springer книгу о газовых войнах в Европе (кстати, издательство отказалось ее переиздавать, поскольку один из авторов носит русскую фамилию – так мне и сообщили), страдает высоким внутриглазным давлением, для лечения которого необходимы капли, иначе наступает слепота. Однако по рецепту, выписанному врачом, он, объехав четыре берлинские аптеки, лекарства не нашел.
Надо сказать, что, находясь в Германии, мне самому приходилось нередко приплачивать в аптеках, несмотря на наличие рецепта, за те или иные медикаменты. Дело в том, что цены на лекарства в аптеках, отпускаемых по рецептам, устанавливаются страховыми компаниями. А они, в свою очередь, зависят от взносов клиентов. Поэтому бывает, что аптеки закупают лекарства у производителя по завышенной цене из-за их дефицита. Вот тогда разницу и покрывает клиент страховой компании и покупатель в аптеке за свой счет.
Разбираясь с этим явлением, я обнаружил, что лекарственный дефицит в Германии теперь весьма распространен. Интернет-портал RND приводит высказывание Якоба Маске, представителя на федеральном уровне профессионального объединения детских врачей (BVKJ). По его словам, врачи исходят из дальнейшего ухудшения со снабжением лекарствами, как уже было в прошлом году. Маске предупреждает, что ситуация обострится зимой по всей стране.
В аптеках нет антибиотиков, обезболивающих и жаропонижающих средств, приборов для ингаляции, прививочных вакцин. Приходится обзванивать 20–30 аптек, чтобы найти требуемое лекарство.
Список отсутствующих медикаментов дополняет программа Tageschau Первого канала немецкого телевидения ARD. По ее данным, в Германии не хватает противораковых препаратов, средств от высокого артериального давления и диабета. Сейчас наблюдается дефицит в общей сложности более 1 тыс. наименований медикаментов.
Причину складывающейся картины президент вышеназванной организации детских врачей Томас Фишбах видит в бегстве капитала из Германии. Фармацевтические концерны перемещают производство в такие страны, как Индия и Китай, которые превратились во всемирных поставщиков лекарств. Там производить намного дешевле.
Чтобы ответить на вопрос «почему?», надо вспомнить энергетическую политику федерального правительства. Она покончила с поставками дешевых энергоресурсов из России и ввела всевозможные ограничения, обусловленные климатическим переходом. В конечном счете все это привело к резкому удорожанию производства, в том числе лекарств.
Немецкие врачи требуют от правительства наладить снабжение населения необходимыми медикаментами. Но для этого надо либо создать условия для их производства на месте, либо изыскать средства для приобретения за границей. Однако деньги, если судить по высказываниям Бербок, получит Киев для закупки танков.